Как сообщается в статье, это первое полностью успешное испытание оружия, способного развивать на максимальной высоте скорость порядка 15 Max, или 7 км/сек. Для его организации производителю 15Ю71 — реутовскому Научно-производственному объединению машиностроения (НПО машиностроение) пришлось реализовать обширную программу импортозамещения.
Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА) 4202 предназначен для установки вместо традиционных боеголовок на перспективные межконтинентальные баллистические ракеты. Изделие начинает работать на высоте порядка 100 км и летит к цели на скорости 5–7 км/с. Перед входом в плотные слои атмосферы непосредственно над целью ГЗЛА совершает сложный маневр, затрудняющий его перехват средствами противоракетной обороны.
Проект гиперзвуковых боевых блоков под названием «Альбатрос»
Проект гиперзвуковых боевых блоков под названием «Альбатрос» появился в СССР в середине 1980-х годов. Это стало ответом на попытку Соединенных Штатов создать противоракетную оборону в рамках концепции «Звездных войн». Правда, спустя несколько лет из-за технических сложностей проект был закрыт. Но уже в середине 1990-х годов НПО маш возобновило проект, но уже под обозначением 4202.
Как рассказал «Известиям» информированный источник в госкорпорации «Роскосмос», проведению успешных летных испытаний «изделия 4202» предшествовала масштабная программа импортозамещения: стояла задача избавиться от системы управления, ранее изготавливаемой харьковским предприятием «Хартрон», и некоторых других комплектующих. Программа была успешно реализована, что и позволило возобновить испытания.
Как пояснил собеседник «Известий», задача о полном импортозамещении начинки ГЗЛА была поставлена НПО маш еще в 2014 году, срок завершения работ назначен до конца 2016 года.
В начале октября НПО машиностроения направило на все предприятия, участвующие в кооперации по проекту 4202, официальные письма с требованием в кратчайшие сроки отчитаться о проделанной работе в рамках программы импортозамещения. Факт получения документа «Известиям» подтвердили на нескольких предприятиях.
Разработку системы управления для ГЗЛА холдинг «Хартрон» (одно из ведущих в СССР предприятий — разработчиков систем управления для ракет и космических аппаратов) начал еще в середине 1990-х годов. Несколько раз упоминания об успешных испытаниях системы в составе российских ГЗЛА даже появлялись на официальном сайте предприятия. Но после событий в Крыму летом 2014 года по решению президента Украины Петра Порошенко сотрудничество с Россией по военным программам было заморожено. В частности, одной из первых была свернута совместная работа «Хартрона» и НПО маш.
Стоит отметить, что в октябре наши войска проводят свои большие ежегодные упражнения по обыкновению, которые почти всегда включают несколько запусков баллистических ракет. В прошлом году учения прошли 30 октября, но в этом же году не было никакого официального объявления.
Проекты аппаратов, способных в 5–7 раз превышать скорость звука, разрабатывались в СССР и США параллельно начиная с 80-х годов. СССР успел первым: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА), он же Х-90 был создан МКБ "Радуга" уже в конце 80-х, но в 1992 году проект по понятным причинам был закрыт. От него остался макет, который несколько раз зачем-то выставляли на МАКСах в Жуковском, хотя никаких работ по теме не велось вплоть до нулевых годов.
Видимо, довыставлялись.
Американский действующий аналог Х-51 поразительно напоминает советский проект, забытый даже внешне. Если (по неподтвержденным данным) советская ракета развивала по прямой скорость в 10 000 километров в час (ее сбросили в стратосфере с самолета), то американский аналог разогнался до 11 200 с третьего раза (первые пуски были не слишком удачны). Сейчас в США (уже по официальным данным) планируется достичь стабильной скорости в 5–6 звуковых. В теории Х-51 должен лет через 10–15 вообще вытеснить современные баллистические ракеты.