Охота на русского «Медведя»

Охота на русского «Медведя»Инициаторы ядерной гонки – американцы, охватив СССР чуть ли не кольцом своих военно-воздушных баз, сами были серьезно обеспокоены советскими успехами в развитии стратегической авиации. И хотя тяжелых бомбардировщиков М-4, 3М и Ту-95 было построено на порядок меньше числа, которым штатовская разведка стращала Белый дом, программа обороны от них континентальной части США получила во второй половине 50-х наивысший национальный приоритет.

ЦРУ и военной разведке США подыграл Хрущев. С его ведома на воздушном параде в Тушине летом 1955 года над трибунами пролетели одни и те же турбореактивные бомбардировщики М-4 – сначала десять машин, а затем из их же числа два раза по девять, что произвело неизгладимое впечатление на иностранных наблюдателей. На Западе разнервничались и решили, что СССР штампует мясищевские «Бизоны» (Bison) или «Молоты» (как М-4 и усовершенствованный вариант 3М прозвали в НАТО) уже сотнями.

В августе следующего года американская разведка с удовольствием запустила эту утку на специальных слушаниях в конгрессе. СССР к тому времени начал еще и серийное производство турбовинтового тяжелого бомбардировщика Ту-95. Словом, конгрессмены впечатлились, разведка купалась в лучах славы, а военно-промышленный комплекс США предвкушал новые заказы и соответственно прибыли. Противостояние «советской угрозе» было выгодным бизнесом, равно и отечественный ВПК любил награды, звания и премии (что не умаляет его достижений). На самом деле «Бизонов» всех мастей было выпущено порядка 80, а «Медведей» (Ту-95, по-натовски Bear) – менее 200. Для сравнения: только их сверстников – B-52 «Стратофортресс» фирма Boeing построила 521 штуку. Кстати, B-52 живы и даже кое-где воюют, а мясищевские машины теперь разве что в музее увидишь – в строю из первого послевоенного поколения отечественных бомбардировщиков остались только модернизированные Ту-95.

Американцы считали, что русские «Бизоны» и «Медведи» при дозаправке в воздухе имеют межконтинентальный радиус действия и могут нести до четырех термоядерных бомб мощностью восемь мегатонн каждая (реально штатное ядерное вооружение самолетов составляли как водородные РДС-37, так и атомные РДС-3, РДС-4). Чтобы гарантировать уничтожение советских бомбовозов, прорывающихся к целям в США, там было решено разработать мощное противовоздушное ракетное оружие в ядерном снаряжении. Работы велись по направлениям «воздух-воздух» и «земля-воздух».

«Джинны» на потоке

Самой дешевой системой оказалась ракета AIR-2 Genie («Джинн») – неуправляемый реактивный снаряд, запускаемый с борта истребителя-перехватчика. Разработала «Джинна» фирма McDonnell Douglas. Эта штука, развивавшая скорость втрое быстрее звука, оснащалась ядерной боеголовкой W-25 малой мощности – 1,5 килотонны. Ракета Genie, известная также под войсковым обозначением MB-1 и кличкой «Динь-дон» (Ding Dong – «Колокольный звон»), была разработана специально для уничтожения советских бомбардировщиков над Атлантикой, Тихим и Северным Ледовитым океанами. Применять ее допускалось на высотах не менее 1500 метров, дальность полета составляла около 10 километров, радиус поражения – до 300 метров, что компенсировало отсутствие системы наведения.

Спастись от «Джинна» дозвуковой тяжелый бомбардировщик, если уж на него удалось навести перехватчик, не мог. Поскольку никаких «мозгов», то есть системы управления, у MB-1 не предусматривалось, обмануть ракету помехами было нереально. Но даже если бы бомбардировщик каким-то чудом уцелел, электромагнитный импульс ядерного взрыва наверняка бы его ослепил, выведя из строя бортовую электронику, не говоря уже о возможном воздействии на автоматику ядерной бомбы.

Но и летчик, «выпустивший джинна», должен был проявить максимум профессионализма, чтобы самому не досталось от взрыва. Сразу после пуска ракеты следовало совершить крутой вираж и удирать на максимальной тяге.

19 июля 1957-го «Джинн» в первый и последний раз был испытан в ходе операции Plumbob с помощью всепогодного истребителя F-89 Scorpion над ядерным полигоном в Неваде. Американская промышленность «пекла» эти ракеты, как пирожки, – тысячами. На вооружении они продержались до 1986 года, став штатным оружием для истребителей-перехватчиков F-89, F-101 Voodoo, F-102 Delta Dagger и F-106 Delta Dart. Перехватчики «Вуду» (под обозначением CF-101B) с ядерными «Джиннами» имелись и в королевских канадских военно-воздушных силах (RCAF). Там эти ракеты были сняты с вооружения и возвращены США в 1984-м. Следует отметить, что факт обладания ядерным оружием правительство Канады не комментировало. «Не подтверждаем, но и не отрицаем». Зато тамошняя госбезопасность – королевская канадская конная полиция вела разработку активистов местных антиядерных движений, очень интересовавшихся данным вопросом.

«Джинном» дело не ограничилось. В 1960 году ВВС США приняли на вооружение УР «воздух-воздух» с ядерной боевой частью – AIM-26A. Это специальная модификация ракеты Falcon («Сокол»), созданная фирмой Hughes. Особенностью заряда W-54 была его сверхмалая мощность – всего 0,5 килотонны. Ракета, летевшая на 10 миль, наводилась путем подсветки цели радаром запустившего ее истребителя, что позволяло поражать вражеские самолеты на встречных курсах, а не только вдогон, как могли делать тогдашние управляемые ракеты с инфракрасными ГСН. Ядерные «Соколы» развертывались с 1961 года на сверхзвуковых перехватчиках F-101, F-102 и F-106, осуществлявших дежурное патрулирование воздушных границ США. Ракеты предназначались для немедленного отражения атаки бомбардировщиков противника по факту их обнаружения.

К 70-м годам стало ясно, что воздушный противник, если он долетит до США, будет прорываться к цели скорее не на больших, а на малых высотах, где его сложнее засечь. И объединенная американо-канадская система ПВО NORAD сместила акцент в эту сторону. Однако на таких высотах применение «Соколов» в ядерном снаряжении исключалось из-за угрозы собственным наземным объектам и населению. Поэтому в 1971-м ракеты AIM-26A Falcon изъяли из строевых частей ВВС США и складировали.

Беспилотник с предохранителем

Шарахнуть атомом по самолетам представлялось заманчивым и для американских зенитчиков. Ядерными зарядами W-31 мощностью 20 килотонн (считай, Хиросима!) оснастили ЗУР Nike Hercules фирмы Western Electric, а 10-килотонными W-40 – беспилотные cамолеты-перехватчики BOMARC, разработанные фирмой Boeing и мичиганским авиационным исследовательским центром MARC (отсюда обозначение BOMARC). То были и по нынешним меркам весьма дальнобойные системы, поступившие на вооружение Пентагона в конце 50-х годов.

Уже к июню 1958-го первые «Найк-Геркулесы», способные поражать цели на дальности 140–160 километров и на высоте 30–45 километров, взяли под охрану небо над Вашингтоном, Нью-Йорком и Чикаго – пока еще с ракетами в обычном снаряжении. Ядерные боевые части появились на них (ЗУР MIM-14B) в начале 60-х годов. «Найк-Геркулес» в ядерном варианте испытан 4 ноября 1962-го. Всего на континентальной части США были развернуты 73 зенитно-ракетных дивизиона, оснащенных этой системой (в каждом по батарее управления и четыре стартовые) взамен прежних комплексов Nike Ajax с обычной ЗУР средней дальности MIM-3A.

Зенитный беспилотник BOMARC создавался под ядерную начинку изначально. Имея взлетную массу более семи тонн и внешне похожий на истребитель, BOMARC развивал скорость 2,8 Маха и в усовершенствованной модификации мог поражать бомбардировщики противника на дальности до 600–650 километров и высоте 30 километров. Ядерный заряд W-40 гарантировал уничтожение воздушных целей на расстоянии километра от точки взрыва. При этом на больших высотах экипажи бомбардировщиков могли быть поражены проникающей радиацией и за пределами этого радиуса. Дабы BOMARC не нанес урон собственной территории, ядерный заряд снабжался предохранителем, исключающим его подрыв на высотах ниже трех тысяч метров.

Дальности стрельбы BOMARC в принципе хватало на то, чтобы уничтожать советские стратегические бомбардировщики Ту-95К и Ту-95КД (с системой дозаправки в полете) при выходе самолетов на рубеж пуска КР X-20 и Х-20М (известных в НАТО как AS-3 Kangaroo). Да и сами эти ракеты, тоже являвшиеся по сути сверхзвуковыми беспилотными самолетами, могли стать жертвой BOMARC. На начало 60-х годов Ту-95К/КД был самой «длинной рукой» ВВС СССР, способной достать противника на дистанции более семи-восьми тысяч километров от своего аэродрома. Дальность пуска с борта Ту-95К ракеты Х-20М, имевшей термоядерный заряд мощностью три мегатонны, составляла 600–650 километров, однако она уступала BOMARC в скорости.

Всего с 1959 года американцы построили 46 стационарных стартовых позиций BOMARC. В 1963-м система поступила и на вооружение ВВС Канады. Там развернули две эскадрильи BOMARC. На их ракетах были нанесены опознавательные знаки RCAF – синие кольца с красным кленовым листом внутри, однако ядерные заряды остались собственностью правительства США и находились под полным контролем американцев. Применяться канадские BOMARC могли только по решению Пентагона в соответствии с оперативной воздушной обстановкой, отслеживаемой радарами системы ПВО Северо-Американского континента NORAD. Был, правда, нюанс: чтобы произвести пуск канадских BOMARC, требовалась одновременная разблокировка двумя ключами, один из которых находился у дежурного американского офицера, другой – у канадского.

В отставку самолеты-снаряды BOMARC как в США, так и в Канаде отправили в 1972 году. Концептуально эта система, вполне эффективная против бомбардировщиков, быстро устарела в связи с массовым оснащением ВС СССР межконтинентальными баллистическими ракетами. Перехватывать их боеголовки BOMARC не могли.

А «Найк-Геркулесы» появились на передовых американских базах, затем и у союзников США вблизи границ СССР. Разумеется, ядерные боевые части для них находились под американским контролем. В 1984 году с появлением систем «Пэтриот» устаревшие «Найк-Геркулесы» были сняты с боевого дежурства и вывезены из Западной Европы, хотя эти системы в обычном снаряжении еще долго оставались на вооружении в третьих странах. В Турции, например, они до сих пор в строю, хотя американская печать называет эти громоздкие ЗРК динозаврами с ламповой электроникой.

Некоторое время и американский флот имел на вооружении ЗУР с ядерными боеголовками – TALOS (W-30, 5 килотонн) и Terrier – «Терьер» (W-45, 1 килотонна). Размещенные на крейсерах, они предназначались в первую очередь для защиты авианосных соединений ВМС США от ударов Ту-16, Ту-22К и Ту-22М. Дольше всех продержалась на вооружении ядерная система ПВО Terrier с ЗУР RIM-2D – вплоть до распада СССР, когда эта потенциальная угроза, как посчитали в Пентагоне, сошла на нет.

К встрече незваных гостей

Еще в 1961 году на оснащении зенитно-ракетной системы ПВО Москвы С-25 «Беркут» (по номенклатуре НАТО SA-1 Guild) появились «изделия 215» – зенитные управляемые ракеты с ядерным зарядом мощностью порядка 10 килотонн. Под обозначением ЗУР-215 такая ракета была испытана на полигоне Капустин Яр 19 января 1957-го, поразив на высоте 10 километров сразу два реактивных бомбардировщика Ил-28 в беспилотном исполнении. Радиус действия боеприпаса составил 200 метров. В дальнейшем ядерными БЧ были оснащены ЗУР комплексов объектовой ПВО территории страны С-75 (SA-2 Guideline), С-200 (SA-5 Gammon) и С-300П (SA-10 Grumble). Согласно оценкам американских экспертов, приведенным в справочнике Soviet Nuclear Weapons, к 1988 году Войска ПВО СССР располагали приблизительно 4100 ЯБЧ на зенитных ракетах («ядерными боеголовками оснащены все пусковые установки SA-1, одна треть SA-2 и SA-10, две трети SA-5»).

На рубеже 50–60-х годов разрабатывался, но не был завершен проект советского аналога BOMARC – комплекс дальнего перехвата С-500 с ЗУР (беспилотным самолетом-снарядом) Р-500, причем с более высокими, нежели у американской системы, характеристиками. Прорабатывался вариант С-500 с мобильными пусковыми установками в сцепке с автомобилем-тягачом ЯАЗ-214.

Не отставал Советский Союз от Штатов и по части ракет «воздух-воздух» с ядерной начинкой. В 1965-м в авиацию Войск ПВО начали поступать тяжелые сверхзвуковые истребители-перехватчики Ту-128, полки которых «сидели» на северных аэродромах. Ожидалось, что именно со стороны Арктики в глубь нашей страны устремятся американские В-47, В-52 и B-58 (последние, сверхзвуковые, считались особо опасными), и им готовили горячую встречу на дальних рубежах. Каждый Ту-128 мог нести по четыре управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-4, в том числе и в ядерном снаряжении.

Ту-128 давно не у дел, но в боевом строю находятся сверхскоростные тяжелые перехватчики МиГ-31 с дальнобойными управляемыми ракетами Р-33 класса «воздух-воздух», которые могут оснащаться как обычными, так и ядерными боевыми частями. По понятным причинам некоторые подробности этих систем остаются «за кадром».

Константин Чуприн
Вернуться назад