Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о прекращении действия соглашения по совместной эксплуатации с Украиной нефтепродуктопроводов Самара — Западное направление и Грозный — Армавир — Трудовая (общая мощность — 1,7 млн тонн). Соглашение расторгнуто по предложению российских МИДа и Минэнерго.
Речь идет о договоре, заключенном еще в середине 1995 года. Согласно документу, указанные трубы эксплуатируются структурами АК «Транснефтепродукт» (100-процентная «дочка» «Транснефти»).
Но в феврале 2016 года украинские участки нефтепродуктопроводов были проданы швейцарской компании International Trading Partners AG, подконтрольной гражданину Германии Анатолию Шеферу. «В связи с этим участие российской стороны в соглашении нецелесообразно», — подчеркивается в релизе, опубликованном на сайте российского правительства.
История с нефтепродуктопроводами уходит корнями еще в 2005 год, когда Украина впервые попробовала отсудить проходящие по ее территории участки труб. Тогда дело развалилось, но в марте 2011 года Хозяйственный суд Ровненской области постановил истребовать трубы из владения «Прикарпатзападтранса» (структура «Транснефтепродукта») в собственность украинского Фонда госимущества. Дело дошло до Высшего хозяйственного суда Украины, который оставил в силе вердикт низшей инстанции.
В ответ в 2011 году «Транснефть» прекратила поставки топлива.
В том или ином виде споры вокруг нефтепродуктопроводов продолжались до того момента, пока их не купила компания Шефера. Но здесь возникла другая коллизия.
«Нынешнее украинское руководство фактически развалило нефтеперерабатывающую отрасль страны, — рассказывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Пришлось закупать топливо у России и частично Белоруссии. Хотя из Белоруссии поставлялись нефтепродукты, полученные из российской же нефти».
В итоге украинские танки и БТР, отправляющиеся воевать в ДНР и ЛНР, ездили на российской солярке, указывает Танкаев.
Россия, кстати, этот вопрос уже пыталась решить. В сентябре прошлого года были введены новые правила, согласно которым поставщики нефтепродуктов должны были получать специальное разрешение Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК). Такой документ получил, например, «ЛУКойл». Также сообщалось, что поставлять «дизель» будет «Роснефть». Но практически ровно через год, 9 сентября 2016 года, «Транснефть» получила предписание Центральной энергетической таможни, в котором сообщалось, что ФСТЭК ранее выданные заключения аннулировала. «Транснефти» было предложено приостановить поставки нефтепродуктов на Украину.
«Всегда есть возможность найти лазейку, не нарушая впрямую указаний надзорных органов, — поясняет эксперт. — Но, с разрывом соглашения о совместной эксплуатации трубопроводов, Украина лишается любой законной возможности получать по ним топливо — как минимум до того момента, когда соглашение будет восстановлено».
Автор: Алексей Топалов