Туда, где слаще
По российским федеральным каналам в прайм идет свежая реклама нового бисквита украинского кондитерского гиганта «Конти». Правда донецкое лакомство поменяло прописку и теперь выпускается в Курске.
Кондитерский бренд «Конти» принадлежит украинскому бизнесмену и депутату Борису Колесникову. Компания имеет производства в Константиновке, Горловке, Донецке. В России «Конти» наладил производство еще в 2004 году. Однако наращивать объемы производство и расширять мощности активно начал последние годы. В 2014 году компания объявила об амбициозных планах — инвестировать в развитие бизнеса около 1 млрд рублей. В 2015 году на производстве была налажена линия по выпуску того самого бисквита, который сегодня активно рекламируется по всем канал российского телевидения.
Вместо курских кондитеров вполне могли быть украинские. Как было заведено много лет. Компания «Конти» — крупнейший налогоплательщик в области. До 2013 года «Конти» такой статус имел в Украине. В прошлом году «КОНТИ-РУС» увеличило и долю экспорта в такие страны как Индия, Германия, Великобритания, Китай и США более чем на 10%.
Кстати, «Конти» входит в 30 крупнейших кондитерский предприятий мира по данным агентства «Candy industry». В графе «страна происхождение» стоит «Украина». Пока что.
Для многих украинских производителей основным рынком сбыта продукции традиционно был российский. В лучшие времена объем поставок украинских товаров в России достигал 50 млрд долларов. Это было пять лет назад. А в сентябре 2016 года Петр Порошенко закрытие российского рынка для Украины назвал «экономическим шоком». Сегодня продажи товаров упали в четыре раза. Многие промышленные украинские гиганты сворачивают или сокращают производство («Южмаш», «Антонов», машиностроительные заводы). Другие стали размещать производство за пределами Украины с тем, чтобы не потерять ёмкий российский рынок сбыта.
В обход санкций
Пока Верховная Рада запрещает продавать российские книги и в аэропортах делать объявления по-русски, украинские производители пива договорились с российскими заводами разливать хмельной напиток на их мощностях по лицензии.
Санкции санкциями, а бизнес всегда найдет общий язык. Так, после того, как в 2014 году Роспотребнадзор запретил ввоз украинского пива на территорию РФ, крупнейший украинский бренд «Оболонь» нашел лазейку.
Украинская компания договорилась с Московской пивоваренной компанией (завод находится в Мытищах) о начале лицензионного розлива. До 2014 года «Оболонь» занимала половину пивного импорта в Россию. Оно хорошо продавалось, успешно конкурировало с местными марками за покупательскую лояльность. Вообще украинское пиво покрывало почти весь импорт этого напитка в РФ (более 80%).
И сегодня в московских супермаркетах не составит труда найти «Оболонь», «Черниговское», «Львовское». По данным самой компании «Оболонь», на продукцию украинского производителя приходится 2% российского рынка. Конечно, терять такой рынок никто не хочет. Таким же путем пошла другая компания: пиво «Черниговское» тоже теперь разливается на российском конвейере.
Законсервированный кризис
От фактического разрыва торговых отношений с Россией особенно пострадали производители овощных консервов. Большинство украинских компаний были экспортоориентированными. До 70% своей продукции они отправляли в Россию. По данным агентства «АПК-Информ» за последние три года экспорт плодо¬овощной консервации в натуральном выражении сократился в 3,5 раза, а в денежном — в 4,7 раза.
Если в 2013 году Украина продала за рубеж 32 тысяч консервов, то в 2015 — только 9 тысяч тонн. Потеря основного рынка сбыта совпала с падением и внутреннего спроса. Продукция подорожала, а доходы населения — упали. Многие украинцы вернулись к домашним заготовкам — консервируют дома помидоры и огурцы. От этого целая отрасль сельского хозяйства стоит на пороге кризиса. Потому что заводы снизили объемы закупок овощей у фермеров, а те в свою очередь — перестали их выращивать, заменив другими культурами. В данной ситуации европейский рынок не стал альтернативой, потому что там применяют другие стандарты консервации. Словом, не едят квашенные помидоры в ЕС.
Учитывая ситуацию, украинскиепроизводители стали искать выход из положения. В прошлом году существенно вырос экспорт украинских плодоовощных консервов в Беларусь и Казахстан. И их доля в общей структуре экспорта консервации увеличилась до 27%. Эксперты считают, что это связано с последующим реэкспортом продукции на российский рынок.
Крупнейший украинский производитель «Верес» просто перенес производственные мощности в Беларусь. И это позволило ему вернуться на полки российских супермаркетов. В 2015 году «Верес» запустил производство на Горынском комбинате в Беларуси. И хотя компания потеряла большую долю рынка, она намерена судя по всему наверстать упущенное. Сегодня продукция «Верес» в России занимает 1%, а еще два года назад — 8,5%.
Пока в торгово-санкционных войнах теряет больше других Украина — теряет инвесторов, производственные мощности, рабочие места, крупных налогоплательщиков, «экспортную» валюту.