Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил о том, что при завершении строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2", Россия откажется от транзита газа в Европу через Украину. При этом, Украина столкнется с проблемами при реверсных покупках газа.
Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" в интервью журналу "Фокус" рассказал о "кознях" Газпрома, которые могут дорого обойтись Украине.
Коболев отметил, что в случае завершения строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2" к 2019 г. Россия может полностью отказаться от транзита газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины, лишив ее ежегодных доходов в размере $2 млрд в виде платы за транзит. При этом, в Восточной Европе, по оценкам главы "Нафтогаза" может сложиться дефицит газа, что создаст Украине сложности в плане покупок газа по текущим "реверсным" схемам.
Кроме того, Андрей Коболев также признал, что иностранные инвесторы не горят желанием инвестировать в энергетику Украины и пока украинским властям не удастся "заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока", аргумент о том, что украинцы "могут украсть ваш газ", будет оставаться в силе:
"Иностранные нефтегазовые концерны ушли из Украины. Каковы шансы, что они вернутся в ближайшее время?
– Уход крупных компаний и их нежелание приходить в Украину – это индикатор того, насколько привлекательны украинские условия для добытчиков. Уровень рентной ставки у частных компаний в два раза ниже, чем у Укргазвыдобування, они могут продавать газ по любой цене, какой захотят, и они всё равно не приходят на рынок.
Отказ России от транзита газа по нашей трубе реален?
– Очень реален. Если россияне напрягутся, строительство второй очереди "Северного потока" можно окончить к 2019 году. Тогда проблем у нас станет гораздо больше. Помимо потери транзита, нам станет намного сложнее покупать в Европе газ. В восточной Европе будет дефицит газа. Если весь газ пойдёт через "Северный поток", транзитной мощности европейских ГТС не хватит, чтобы прокачать необходимый поток газа в Восточную и Южную Европу. Вполне возможно, что основная цель Газпрома – как раз добиться создания "узкого горлышка" на этом рынке, чтобы потом продавать газ нам и нашим соседям дорого.
Чем поможет передача нашей газотранспортной системы в консорциум с участием иностранных компаний?
Для достижения обеих этих целей очень важно привлечь к управлению ГТС страны лицензированную американскую или европейскую компанию, которая имеет опыт управления аналогичными системами в других странах. Западные методы управления – это прозрачность и эффективность, поэтому использование нашей газотранспортной системы будет приносить больше дохода стране. Львиная доля тарифа любого оператора – это стоимость самой ГТС, и оставляя её в госсобственности, мы сможем брать плату за использование ГТС. К тому же, оставляя ГТС в госсобственности, мы сохраняем стратегический контроль над системой.
Второе: если мы сумеем заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока, возможно, он сможет повлиять на строительство "Северного потока-2". Традиционный аргумент России о новом газопроводе – это то, что в Украине коррупция, ей нельзя доверять, так как в любой момент ваш газ могут украсть. Пока мы не покажем европейцам, что у нас полностью прозрачный подход к транспортировке газа, этот аргумент россиян будет работать".
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей пропускной мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год из России по дну Балтийского моря до Германии. "Газпром" будет владеть 50%-ной долей в проекте. Компании BASF, Engie, OMV, Shell и Uniper будут владеть равными долями по 10%.
Яценюк: "Северный поток-2" отнимет у Украины $2 млрд