Нынешний продовольственный рынок – при внешней простоте и доступности – закрытая, как банковская и засекреченная, как государственный секрет, область экономики, где за парадными показателями и понятными ценами стоят отнюдь не явные рычаги воздействия на эти показатели и далеко не всем понятные и не прозрачные механизмы ценообразования.
Поэтому нормальный простой обыватель даже не пытается задать вопрос:
«Почему выгоднее раз в неделю доехать из Латвии до Германии и затариться в тамошних супермаркетах, чем выращивать и покупать все это в Риге?»
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уяснить, что доход немецкого (а равно – голландского, французского) фермера только на 15% состоит из цены проданных товаров, а остальные 85% — это всевозможные субсидии и дотации. Только за каждый ГА обрабатываемой земли фермер ежегодно получает 1 000 евро (в Латвии – 130). Поэтому закупочная стоимость с-х продукции от немецкого фермера для немецкого маркета составляет всего 15% от стоимости такой же продукции латвийского крестьянина (разницу по себестоимости с российскими производителями считайте сами).
Вот и весь секрет ах-какой конкурентоспособности и относительно дешевизны евпроейского продуктового рынка. Но как всегда, «у любой медали есть ложка дёгтя». Субсидии и дотации не берутся из воздуха. Они берутся из налогов, которые платят все граждане, то есть государство часть цены сельхозпродуктов принудительно изымает у покупателя (даже у тех, кто на диете) и отдает фермеру в виде дотаций.
А не проще ли повысить на эту сумму стоимость продуктов и понизить налоги?
Государственный Чиновник на такой вопрос пучит глаза, машет руками и отчаянно трясет головой. Если опустить его длинные путанные сентенции, в сухом остатке будет отчаянное: «А я? А мне? А где же тогда я харчеваться буду?». Ну правильно. У одних взял, другим отдал, пока нес, к пальцам прилипло..
И как-то так само собой получилось, что в процессе переноски денег из налогов в дотации к пальчикам чиновников стало прилипать настолько много, что крестьянам как-то уже и не хватает. Чтобы что-то им выдать, приходится брать в долг. И вот в настоящее время эти долги выросли настолько, что если продать всех чиновников на запчасти, не хватит даже на проценты.
То есть всем нормальным людям, умеющим складывать циферки на калькуляторе, с некоторых пор стало понятно, что вся эта конструкция неминуемо должна навернуться. Причем скорость обрушения этой пирамиды сейчас напрямую связана с аппетитами еще одного прожорливого иждивенца — с приставкой «укро». С началом кормления этого дитяти конец еврочуда становится неизбежным, как заход Солнца.
Ещё один слабо рекламируемый продуктовый евросекрет — по результтам встречи с председателем правления Латвийского центрального союза молокопереработчиков Яниса Шолкса:
Продукты в ЕС производить можно. Никто не запрещает. И продавать – тоже. Но есть одно ма-а-а-а-ленькое «но» — штраф за продажу = 100% от объема продаж.
Называется эта штуковина – квоты ЕС и наказание за продажу сверх квот. Вот например молоко. Квота для Латвии – 2 000 тонн в день. На конец 2013 года в Латвии было 406500 коров. И даже при очень скромных надоях в 16 кг в день, ежедневное производство превышает 6 500 тонн в день.
Имеющим 4 класса образования или калькулятор – можете посчитать самим, куда отправляет ЕС фермеров Латвии.