Так же, как и о том, что причиной
случившегося стала не техническая неисправность или, скажем, ошибка
экипажа в пилотировании. Все оказалось гораздо страшнее: летевший из
Порт-Артура во Владивосток «Ил» был уничтожен парой американских
истребителей.
Единственным напоминанием о тогдашней трагедии
является установленный в Жариковском сквере города Владивосток обелиск с
высеченными именами погибших летчиков и пассажиров самолета —
военнослужащих авиационных подразделений Тихоокеанского флота.
Официальную
трактовку предшествующим этому инциденту событиям первой дала китайская
сторона. Из опубликованного 4 августа 1953 года в наших газетах
протеста МИД КНР следовало, что утром 27 июля 324 американских военных
самолета вторглись в воздушное пространство северо-восточного Китая и
произвели беспокоящие налеты. Не суть важно, над какими конкретно
районами и с какими целями барражировала эта армада, но по стечению
обстоятельств четыре F-86 оказались вблизи трассы советского
пассажирского "Ила" как раз в тот время, когда он приближался к центру
провинции — городу Хуадянь.
Этот рейс до Владивостока был самым
обычным для летчиков 593-го отдельного транспортного авиационного полка
Тихоокеанского флота. С момента развертывания в Порт-Артуре нашей
военно-морской базы и за все время вооруженного конфликта в Корее они
выполнили не одну сотню подобных. Понятно, что особо беспокоиться
экипажу было не о чем: трасса перелета пролегала исключительно над
суверенной территорией Китая, далеко в стороне от районов боевых
действий, самолет нес опознавательные знаки государственной
принадлежности к СССР, к которому ни у США, ни у Южной Кореи, ни у
других союзников претензий быть не могло.
Не оставила история сколько-нибудь вразумительных
объяснений и тому, умышленно или случайно американские самолеты
оказались в воздушном пространстве Китая. Безоружный Ил-12 истребители
335-й авиаэскадрильи встретили в 12 ч 28 мин по местному времени в 110
км от китайско-корейской границы.
Факт уничтожения невооруженного
пассажирского самолета Ил-12 американским правительством был признан 1
августа 1953 года.
Однако, пытаясь отсрочить грядущий международный
скандал и выиграть время, оно намеренно изменяло координаты места
трагического инцидента. По американским данным получалось, что якобы все
произошло не над территорией Китая, а в воздушном пространстве воюющей с
Югом Северной Кореи — на 8 миль южнее пограничной реки Ялуцзян.
Расстояние между истинной и вымышленной точками боя составила 172
километра.
Автор: Алёна Фролова