Новостной обзор

Украина. Не прожить ей этот август без потерь
227
Хроники «хлебного перемирия»07 августа 2017
207
Хроники «хлебного перемирия»06 августа 2017
179
Хроники «хлебного перемирия»05 августа 2017
169
Хроники «хлебного перемирия»04 августа 2017
191

Лента новостей

14:33 22-08-2017
Интернет-демократия в США: вместо помощи ультраправым – оружие для негров?
11:51 22-08-2017
Папа Римский: права мигрантов важнее нацбезопасности
11:12 22-08-2017
Украинский волонтер высказался против парада показухи, ура-патриотизма с флагами и в вышиванках
11:00 22-08-2017
Ляшко рекомендует пограничникам стрелять в Саакашвили на поражение
10:44 22-08-2017
Экс-президент Украины видит Путина на Донбассе и считает регион слабым звеном
10:38 22-08-2017
Избиение украинца в Гданьске: «А знаешь, что твой дед сделал с моей бабушкой?»
07:37 22-08-2017
Колумба на гиляку
16:05 21-08-2017
В американском флоте назревает бунт
15:42 21-08-2017
Путин сменил посла России в США
11:39 21-08-2017
Мустафа Джемилев заявился на Херсонщину с визитом
11:20 21-08-2017
Разыскивается: «высокий украинский интеллект»
11:18 21-08-2017
Не прошедшие аттестацию полицейские Николаева отправлены в т.н. «зону АТО»
11:05 21-08-2017
Пискун: «Два выстрела из пушки – и российского флота нету»
10:34 20-08-2017
«Жидобандеровцы» сокрушаются: Украинские свидомиты не оправдали надежд!
10:15 20-08-2017
Новости психдиспансера: Россияне завидуют Украине, - генерал ВСУ
Все новости

Пожар в Горийском районе Грузии локализован

В Испании водитель с поддельными номерами протаранил полицейскую машину

США приостанавливают выдачу виз по всей России на неопределенный срок

«Барселона» намерена судиться с Неймаром и победить

Лидеры стран «нормандской четверки» провели телефонные переговоры

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 



» » » Тирасполь не может решить с Кишиневом даже простые вопросы

Тирасполь не может решить с Кишиневом даже простые вопросы


Через два месяца завершится председательство Германии в ОБСЕ. Одним из его приоритетов должно было стать молдо-приднестровское урегулирование. Здесь Берлин, давно проявляющий интерес к Кишиневу и Тирасполю, рассчитывал добиться как минимум локальных успехов, а в уме, думается, держал и какие-то более амбициозные цели. Программа-минимум же выглядела так – «не было бы хуже».

Чего удалось добиться? Возможно, за два месяца еще что-то изменится, но пока результатов нет. С точки зрения продвижения молдо-приднестровских переговоров немецкое председательство в ОБСЕ сегодня выглядит таким же проходным, каким перед этим было председательство Швейцарии и Сербии. Хотя германская сторона, на первый взгляд, вроде бы и прилагала усилия, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

На одной из встреч с руководителями приднестровских предприятий в начале октября президент ПМР Евгений Шевчук отметил, что в нынешнем году переговорный формат «5+2»по молдо-приднестровскому урегулированию стагнирует. О том же сказал в своем недавнем интервью российскому «Коммерсанту» и министр иностранных дел Приднестровья Виталий Игнатьев. По его словам, «в переговорах не просто нет результатов, а они испытывают состояние стагнации с регрессивной динамикой». То есть пока не выполняется даже программа-минимум, упоминавшаяся выше.

В начале лета в Берлине был подписан протокол, в соответствии с которым Кишинев и Тирасполь условились в течение месяца решить отдельные проблемы, касающиеся повседневной жизни людей. Среди них – апостилирование в РМ приднестровских дипломов о высшем образовании, а также согласование номерных знаков для приднестровского легкового автотранспорта, чтобы он мог пересекать границы. Но ничего сделано не было, хотя вопросы имеют не политическое, а исключительно гуманитарное, социальное значение.

«Мне кажется, молдавская сторона изначально не планировала договариваться. Вообще берлинский протокол – это лакмусовая бумажка общего состояния переговорного процесса и отношения к нему. Не решая эти проблемы, нам будет крайне сложно двигаться к более сложным комплексным вопросам», – считает глава МИД ПМР.

Есть сферы, где положение дел даже ухудшилось. Это, прежде всего, железнодорожное сообщение. В середине лета Молдова и Украина ввели новые санкции против Приднестровья, остановив несколько десятков вагонов с ГСМ, направлявшихся в ПМР. Тирасполь тогда предложил созвать заседание формата «5+2», но переговорщики не собрались до сих пор.

При этом Молдова, как объявил недавно вице-премьер по реинтеграции РМ Георгий Бэлан, планирует в начале 2017 года представить какую-то новую концепцию урегулирования, где для Приднестровья будет определен статус в составе РМ. Это – несмотря на то, что уже есть лежащий мертвым грузом молдавский закон 2005 года об автономии для ПМР. В условиях, когда не решены достаточно простые, не требующие, в общем-то, больших усилий проблемы, нетрудно предположить, что таким же «мертвым грузом» станет и будущая концепция.

По мнению Виталия Игнатьева, нет альтернативы логике «малых шагов», когда «мы постепенно наращиваем потенциал позитивных решений, создаем атмосферу доверия и двигаемся вперед от простого к сложному… Если вдруг появится некий «закон 2005 года-2», то это будет контрольный выстрел в тактику малых шагов. Это будет попытка опять застопорить переговорный процесс, причем на долгий период времени», – убежден министр иностранных дел ПМР.
 
Если посмотреть в целом на фон молдо-приднестровского урегулирования, то мы увидим, что Кишинев в этом году действительно сделал все, чтобы ничего не урегулировать. И чтобы ни у Германии, ни у ОБСЕ, ни у других посредников ничего не вышло. И надо сказать, Кишиневу это удалось или пока удается.

И это удивительно, учитывая, что у европейцев на самом деле есть много способов повлиять на Кишинев. В других случаях они эти способы используют – явно или неявно. В том же, что касается молдо-приднестровского урегулирования, подобной настойчивости нет. Не будем задавать вопрос, почему, только повторим – это удивляет. Если Берлин не смог, условно говоря, «сладить» с Кишиневом, то стоит ли ожидать эффективного посредничества, например, от Австрии, которая будет председательствовать в ОБСЕ в 2017 году? В Вене, кстати, тоже уже заявили, что урегулирование постсоветских конфликтов станет для австрийского председательства одним из приоритетов.

Любопытен тот прием, к которому прибегли в Кишиневе, когда увидели, что Германия, хоть и не очень решительно, но хочет все-таки что-то извлечь из своего председательства, а другие посредники готовы ее в этом намерении поддержать. В августе, через месяц после Баварской конференции участников формата «5+2», собрались представители молдавского «гражданского общества» (то есть нескольких неправительственных организаций, среди которых была и Ассоциация внешней политики Молдовы) и приняли заявление «О красных линиях в приднестровском урегулировании». Там они обвинили ОБСЕ и ЕС в том, что они идут навстречу требованиям «сепаратистской администрации Тирасполя» и тем самым потворствуют «российской ревизионистской политике». А молдавских переговорщиков призвали стоять насмерть и не соглашаться ни на какие уступки «сепаратистам».

Для молдавских властей, это, очевидно, стало одним из удобных поводов уйти от выполнения берлинского протокола. Под предлогом, что «общество» – против, хотя представлено оно в данном случае всего лишь несколькими НПО.

Когда-то мы уже наблюдали нечто подобное – в 2003 году, когда протесты местных националистов склонили тогдашнего президента РМ Владимира Воронина к быстрому отказу от подписания меморандума Козака. История была другая, но технология – та же. И думается, любые предложения по Приднестровью, которые способны привести к чему-то реальному и позитивному, и дальше будут жестко блокироваться при помощи вот таких представителей молдавского «гражданского общества».

Отметим, что плохой фон в молдо-приднестровском урегулировании всегда сказывается и на миротворческой операции в регионе. Последний пример: буквально на днях Кишинев попытался выразить протест в связи с ежегодной плановой ротацией российских миротворческих батальонов в Приднестровье. Посла России в Молдове Фарита Мухаметшина даже вызвали по этому поводу в молдавское Министерство иностранных дел и европейской интеграции.
 
В заключение – несколько слов о том, как могут повлиять на урегулирование выборы президента в Молдове. Факт этих выборов уже сам по себе подпортил картину германского председательства в ОБСЕ во второй половине года. Давно замечено – переговорная активность Молдовы во время выборов снижается.

Не секрет, что после того, как с гонки снялись лидер платформы «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе и кандидат от Демократической партии Мариан Лупу, остались всего два реальных претендента на президентский пост – председатель Партии социалистов Игорь Додон и лидер правой партии «Действие и солидарность» Майя Санду. Позиция Санду по Приднестровью, в общем-то, мало чем отличается от того, что декларирует и делает нынешнее молдавское правительство. А значит, новых импульсов в урегулировании в случае ее победы точно не будет.

Пророссийский же кандидат Игорь Додон выступает за федерализацию Молдовы, и на этой основе в отношениях Кишинева и Тирасполя может подуть какой-то свежий ветер. Хотя и в том, что предлагает И. Додон, есть много спорных для ПМР моментов. Кроме того, сама идея федерализации наверняка вызовет очень активные и шумные протесты молдавских правых, того самого «гражданского общества», и лидеру социалистов в этом случае не дадут даже подступиться к тому, чтобы улучшить отношения с Приднестровьем. Не стоит забывать и о довольно ограниченных все же полномочиях президента в РМ. Поэтому И. Додон даже в выигрышном для него варианте, если и сможет реализовать свои идеи, то лишь тогда, когда социалисты возьмут большинство и в молдавском парламенте.
 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх