Фонды на Украине создавать любят и умеют. Что ни министр, то Фонд. Вряд ли судьба и этого Фонда будет отличаться от собратьев по цеху выуживания бюджетных денег в е-декларации чиновников. А чем закончится децентрализация и передача на места содержания дорог могут рассказать уже переданные больницы и учебные заведения.
Министр инфраструктуры заявил, что в Украине могут появиться платные дороги, построенные за счет частных инвесторов в 2017-2018 годах. Они будут строиться как альтернатива уже существующим.
Чудесны два положения в этом тексте.
Первое – дороги, альтернативные существующим. Это, надо понимать, будут построены новые дороги, параллельные, например, трассам Киев-Одесса или Киев-Львов? Кто-нибудь в это может поверить? В свое время Юлия Тимошенко призывала строить «много трубопроводов» для создания конкуренции существующим, хотя непонятно, зачем, если украинская ГТС принадлежит Украине. Возможно, стоит строить и параллельные железные дороги и линии метро для создания конкуренции, о которой так любят говорить в нынешнем украинском Кабмине? Чем закончится – понятно и без Ванги. Инвесторы проинвестируют создание пунктов въезда на дороги, которые вдруг станут платными. Еще в июле начальник отдела инвестиций в инфраструктурные проекты Агентства инвестиций Одесской ОГА Владимир Шемаев озвучивал цену за проезд по трассе Одесса-Киев – 856 гривен.
Вопрос не в том – много это или мало. Вопрос в другом – а почему собственно люди должны платить, по сути, новый налог? Мало акцизов, сборов, да еще и создаваемого Фонда?
Второе – «отдельные крупные инвесторы». В упоминании о них ключевое слово – «теоретически». Теоретически, Украина уже строит города на Марсе и имеет заказы на десятки самолетов КБ Антонова в десятках стран мира. Практически – за год Антонов собрал два самолета из старых комплектов, оставшихся на складах с домайданных времен. А Южмаш работает один день в неделю. Все же хотелось бы узнать имя хотя бы одного инвестора не теоретического, а реального.
Вдохновляюще Омельян ответил на вопрос — куда в первую очередь привлекать иностранных инвесторов? Такой ответ вполне устроил бы тех, кто последние годы не следил за происходящим на Украине: «В первую очередь — бум вокруг морских портов». Вот так – коротко и ясно – бум. Может это эхо бума вокруг ОПЗ?
Омельян заявляет, что «Уже выстроилась очередь инвесторов, готовых инвестировать в украинскую железную дорогу или в железнодорожный транспорт, как таковой, в подвижной состав, тягу, инфраструктуру…». Оказывается, что «уже есть около десяти ведущих компаний- производителей локомотивов и других инфраструктурных вещей железнодорожных. Интерес есть. Они готовы инвестировать . Но нет механизма, потому украинская железная дорога – монополия. Это то, что мы говорим – должна быть свободный рынок свободная конкуренция, это даст наилучший продукт для потребителей».
Для страны, в которой кредиты от МВФ называют помощью, неудивительно то, что желающих продать свои локомотивы и, как говорит Омельян, другие инфраструктурные вещи, называют инвесторами. Распродажа «инвесторам» за бесценок активов с окончательной потерей контроля на собственной экономикой – теперь стало основой государственной политики Киева.