Инвесторы пока еще дают деньги на эти компании, хотя уже менее охотно, чем раньше, что позволяет руководству вести роскошный образ жизни, но это не делает сами компании прибыльными и уж тем более не означает, что эту модель стоит копировать в России. У нас под боком есть целая страна-стартап, которая называется Украина, а руководство которой живет по тому же принципу, что и руководство Убера или Твиттер - "нахапать сто рублей и сбежать".
В этом смысле Илон Маск в общем-то ничем не отличается от Арсения Яценюка, а Михаила Саакшвили вообще можно рассматривать как успешного серийного предпринимателя, который успел поработать в руководстве и Грузии, и Украины. Единственное, чем отличается Илон Маск от Яценюка — это способностью вести правильный пиар. А так, что менеджер Маск, что менеджер Яценюк, не могут организовать прибыль для тех структур, которыми они руководят, а с прибылью лично для себя у них все в порядке.
Недавно стали известные финансовые результаты компании Uber за третий квартал этого года, и произошло ровно то, о чем я говорил. Любимая компания российского креативного класса продолжила жечь деньги рекордными темпами. Убыток компании до вычета процентов, налогов и амортизации основных средств составили более $800 млн за третий квартал, а в целом потери за этот год превысили по предварительным оценкам 1,27 миллиардов долларов.
Даже у самых верных инвесторов начинает закрадываться подозрение, что бизнес-модель самой компании не просто не работает, а работать принципиально не будет. Не может работать бизнес-модель в условиях, когда главное преимущество компании заключается в том, чтобы с одной стороны заниматься демпингом, а с другой стороны вообще не соблюдать местное законодательство в плане лицензирования деятельности по перевозки пассажиров. Выяснялось, что даже на Западе местные власти сильно не любят, когда кто-то пытается увести у них из-под носа один из источников дохода, и они жестко карают Убер всеми доступными методами.
Подчеркиваю, это не российские власти, которые можно было бы обвинить в плохом инвест-климате, а вполне себе демократичные и рукопожатные власти западных стран, например, Франции или Канады, которые постепенно или банят Убер, или заставляют его платить те самые налоги и сборы, уход от которых и составляет всю бизнес-модель компании. Перспективы у нее очень плохие, что, впрочем, не мешает нашей либерде продолжать плакать по поводу того, что в российском климате "Уберы" не растут.
Приход к власти Дональда Трампа ознаменовал кризис для еще одной креативной бизнес-модели, которую активно использует другой кумир российских хипстеров - Илон Маск. План команды Трампа по сокращению субсидий, льгот и налоговых послаблений, заставляет многих аналитиков считать, что у компаний Маска нет шансов на светлое будущее, ведь вся его империя построена на деньгах налогоплательщиков, на очень хорошем пиаре, а также на технологиях, которые Маску достались от государства за бесценок. Без всего вышеперечисленного его бизнес не работает, а взрывается на стартовом полигоне, как это произошло с его последней ракетой. Кстати, американцы все-таки признали, что последняя авария ракеты Илона Маска произошла не из-за русских хакеров, а из-за неустранимой конструктивной ошибки. Вот вам и все инновации.