Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 19 апреля 2024
52
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 19 апреля 2024
52
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 19 апреля 2024
52
Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
78
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
87
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
83
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
78

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Политика и Геополитика » Эскалация в Нагорном Карабахе: на грани дестабилизации всего Кавказа

Эскалация в Нагорном Карабахе: на грани дестабилизации всего Кавказа

Эскалация в Нагорном Карабахе: на грани дестабилизации всего Кавказа

5 апреля, после четырёх дней тяжёлых боёв, в Нагорном Карабахе было достигнуто хрупкое перемирие. Несмотря на отдельные нарушения, в целом оно соблюдается, что, однако, является исключительно следствием эффективных действий Армии обороны Нагорного Карабаха, направленных на сдерживание противника. Следует обратить особое внимание на слова министра обороны Армении Сейрана Оганяна о том, что договоренность о прекращении огня на линии соприкосновения карабахско-азербайджанских сил была достигнута в Москве в ходе встреч начальников генеральных штабов двух стран.

Начавшееся в ночь с 1 на 2 апреля резкое обострение в Нагорном Карабахе стало самым опасным за всё время после заключения в 1994 году бессрочного перемирия. По данным армянской стороны, потери убитыми составили около 50 человек (с учётом пропавших без вести), с азербайджанской стороны их может быть гораздо больше. Велики и потери в технике; были зафиксированы попытки применения азербайджанской стороной систем «Солнцепёк» и «Смерч». Ответом на угрозы бомбардировок Степанакерта (что явилось бы тягчайшим военным преступлением) стала оперативная переброска из Армении в Карабах ракетных систем «СКАД» и «Точка-У» с перспективой ударов по нефтегазовой и коммуникационной инфраструктуре противоборствующей стороны.

Как отмечают, перемирие не могло быть достигнуто до тех пор, пока все захваченные азербайджанской стороной армянские посты на северо-востоке и на юго-востоке края не были освобождены. Иначе бы у Баку и у тех, кто, возможно, стоит за его действиями, возникла бы опасная иллюзия эффективности военного решения конфликта.

Нельзя не учитывать, что предпринятая Азербайджаном крупномасштабная «разведка боем» может послужить преддверием полноценной наступательной операции с массовой гибелью гражданского населения с обеих сторон, масштабными разрушениями, потоками беженцев и непредсказуемыми последствиями для всего Кавказского региона.

Особую тревогу вызывают сведения об участии на первом этапе азербайджанского наступления иностранных наёмников, в том числе переброшенных из Сирии боевиков «Исламского государства» и представителей турецкой террористической организации «Серые Волки» (последние, кстати, принимали активное участие в карабахском конфликте в начале 1990-х годов). Именно наёмники-иностранцы учинили зверства в захваченном ими на некоторое время селе Талиш.

Тревожная аналогия с событиями карабахской войны, а именно её фазы 1991-1994 годов, прослеживается и ещё в одном.
 
Напомним, что в 1993 году неудачи азербайджанских формирований в Нагорном Карабахе стали одним из факторов, спровоцировавших мятеж в Гяндже полковника Сурета Гусейнова и его танковый поход на Баку. Сменивший в конечном итоге полностью дискредитировавшего себя Эльчибея Гейдар Алиев на первом этапе также попытался решить карабахский вопрос силой.
 
Однако, убедившись в бесперспективности таких попыток, он в конце своего президентского правления задумался о компромиссах. Согласно многим свидетельствам, в 2001 году в Ки-Уэсте стороны были как никогда близки к достижению компромисса; в начале 2000-х годов имели место двусторонние контакты разного уровня, содействовавшие сближению армянского и азербайджанского обществ.

К сожалению, после того, как Гейдар Алиев отошёл от дел, был избран иной, конфронтационный курс, включая политико-дипломатическое, экономическое и военное давление на Армению и Карабах. Это торпедировало усилия международных посредников и привело к серии провокаций на линии фронта (начиная с 2008 года), в результате чего количество жертв с обеих сторон значительно возросло. Очевидно, разговаривая языком силы, в Баку пытались использовать объективные социально-экономические трудности Армении. Однако действовать так значило бы опрометчиво не брать в расчёт фактор консолидации армянского общества перед лицом внешней угрозы, высокой боевой выучки и морального духа армянской армии, а также тех возможностей, которые имеются у Еревана и Степанакерта в плане проведения диверсифицированной внешней политики.

Ухудшение социально-экономического положения в Азербайджане привело в последние месяцы к значительному росту внешнеполитических контактов этой страны – от Лондона и Вашингтона до Анкары и Москвы. О том, что именно могло побудить азербайджанские власти начать военное наступление именно в первые апрельские дни, доподлинно ничего неизвестно.
 
Складывается, однако, впечатление, что на определённом этапе о планах в отношении Нагорного Карабаха больше высказывался от имени Баку турецкий лидер Эрдоган, чем азербайджанский лидер Ильхам Алиев. О возможной провоцирующей роли Турции прямо говорится в информационном сообщении по итогам состоявшихся 4 апреля телефонных переговоров министра иностранных дел России с госсекретарём США: «…С.В. Лавров и Дж.Керри осудили попытки отдельных «внешних игроков» подстегивать конфронтацию вокруг Карабаха».

Ещё более опасным может оказаться заигрывание с силами международного терроризма, которые при определённых обстоятельствах способны сыграть заметную роль в дестабилизации ситуации уже внутри Азербайджана. По мере разрастания сирийского вооружённого конфликта деструктивная роль Анкары становилась всё более очевидной, и её дальнейшее вмешательство в события на Южном Кавказе представляется вполне вероятным. В этом случае будет сложно избежать экспорта нестабильности уже и на российский Северный Кавказ, в частности, в Дагестан, южная часть которого некоторое время назад (случайность ли?) стала ареной террористической активности.

Посреднические усилия сопредседателей Минской группы, направленные на укрепление режима прекращения огня, если и будут иметь эффект, то только ограниченный. Ибо посредники, если даже предположить солидарный характер их добрых намерений, представляют собой лишь часть того спектра сил, которые проявляют интерес к Кавказу. Записи в микроблоге американского сопредседателя Минской группы Джеймса Уорлика, конечно, вдохновляют, но в сложившейся ситуации явно требуется нечто более серьёзное. В том числе – активные действия российской дипломатии по адресному разъяснению тем, кто этого не понимает, тезиса о категорической неприемлемости эскалации конфликта и заигрывания с силами международного терроризма.

Предметом дискуссий неизбежно станет целесообразность продолжения в прежнем формате военно-технического сотрудничества со страной, последовательно работающей на эскалацию напряжённости. Долгие годы главными поставщиками оружия и военной техники в Азербайджан оставались Турция, Израиль и Украина, что, в контексте геополитических предпочтений этих государств, было вполне логично. Начатые в 2009-2010 гг. поставки Азербайджану некоторых категорий российских вооружений (в частности, РСЗО различных модификаций) по вполне понятным причинам вызывают в Армении и Карабахе острую реакцию.
 
В свою очередь первый зампред комитета по обороне и безопасности Совфеда Франц Клинцевич, напомнивший, что Россия оказывает серьёзную поддержку Азербайджану в формировании вооружённых сил, в том числе поставками современной техники, сделал очень определённое заявление: «Так, как они (азербайджанская сторона. А.А.) сегодня пользуются этой техникой, - сказал Клинцевич, - нас крайне не устраивает, и мы вправе об этом сказать, потребовать и сделать определённое давление. Конечно, Россия может прекратить продажи оружия Азербайджану, если не будет прекращена эскалация и вооружённый конфликт, а в данном случае всё, что происходит на границе с применением вооружённых сил Азербайджана, носит, скажем так, крайне агрессивный характер». Здесь вполне уместен и пример союзной Азербайджану Турции, которую Москва, понимая глубину существующих политических разногласий, длительное время пыталась удержать от враждебных действий порой небесспорными, с точки зрения её собственных интересов, экономическими проектами. Однако не удержала. Да и не могла удержать в принципе…

Дальнейшему усилению внимания к военному аспекту безопасности на Кавказе нет альтернатив. З апреля начались учения сухопутных войск в Дагестане; вполне вероятно также усиление российской военной базы в Армении. Вероятно, Москва могла бы также продолжить самостоятельные шаги вне рамок Минской группы, действуя в развитие политико-дипломатических консультаций, которые были проведены 2-5 апреля и промежуточным результатом которых стало пока ещё неустойчивое перемирие. Одним из его политико-правовых последствий может стать возвращение Нагорного Карабаха за стол переговоров в качестве полноценного участника.

После заключения между Ереваном и Степанакертом военного договора Нагорный Карабах получит дополнительную международно-правовую легитимацию. В перспективе это может предоставить Москве как военно-политическому союзнику Еревана дополнительные возможности влиять на ситуацию в плане поддержания статус-кво с использованием отдельных элементов «абхазской» и «юго-осетинской» моделей.

Будем надеяться, что предпринимаемые комплексные усилия отодвинут Кавказ от края разрушительной войны и не допустят превращения этого стратегически важного для России региона в часть охваченного войнами и конфликтами «Большого Ближнего Востока».

4-04-2016, 12:04
Баку объявил об уничтожении штаба армянских сил в Нагорном Карабахе
3-04-2016, 13:29
Минобороны Азербайджана заявило о прекращении операции в Нагорном Карабахе
3-04-2016, 14:07
В Нагорном Карабахе опровергли заявления Баку о прекращении огня

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх