Минобороны Украины окончательно отказалось от достройки ракетного крейсера «Украина», который уже готов на 95%. Корабль строился на ГП «Николаевский судостроительный завод». Об этом сообщает 22 декабря 2017 пресс-служба ГК «Укроборонпром» со ссылкой на письмо от Минобороны.
«В Минобороны
подтвердили, что достраивать крейсер для нужд ВСУ нецелесообразно. Этим
решением Министерство фактически сняло вопрос о необходимости содержания
крейсера ГП "Николаевский судостроительный завод"», - говорится в
заявлении.
Строительство корабля началось летом 1984 года по заказу
Военно-морского флота СССР, таким образом, прошлым летом судну исполнилось
ровно 33 года. В августе 1990 года, накануне политических потрясений, которые
уже через год привели к «незалежности» Украины и развалу СССР, крейсер был спущен на воду.
В состоянии 75% готовности крейсер «Украина» был выведен из
состава ВМФ РФ и 1 октября 1993 года перешёл в собственность «незалежной». И
вот уже 25-й год томится, ожидая окончания работ. Нельзя сказать, что он просто
ржавеет, некоторые работы, в том числе поддерживающие его жизнеспособность,
ведутся. Несмотря на то, что рабочие уже четвертый год после государственного
переворота не получают заработных плат и
уже больше года на заводе отключено электричество.
Вернемся к истории. В июле 2010 года 247 из 428
депутатов Верховной Рады проголосовали
за то, что постановление о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру
утратило действие. Возможно, это как-то связано с тем, что шли переговоры о
покупке корабля Российской Федерацией, и депутаты не хотели, чтобы в заголовках
информагентств появилось: «Россия купила «Украину»» и тому подобное. Однако в
2011 году министр обороны РФ Сердюков, прибывший в Николаев, по неизвестным
причинам отказался от покупки крейсера. Поговаривают, что не договорились об «откате».
И уехал «договариваться к обоюдному удовольствию» с французами о «мистралях».
Корабелы уверены, что обиженный крейсер мстит своим
обидчикам. Мистические совпадения, продолжая длинный ряд, уже вышли за рамки
простой случайности.
В 2005 году премьер-министр Ю. В. Тимошенко и вице-премьер
В. М. Пинзеник добились, чтобы Верховная Рада упразднила режим функционирования
специальной экономической зоны «Николаев» и прекратили государственную
поддержку судостроения. Прекращение государственной поддержки ухудшило положение
завода, и как следствие, стоящего на нем крейсера «Украина». Уже осенью того же
года президент В. Ющенко отправил правительство Тимошенко в отставку, хотя и
назвал его самым эффективным за всю историю. Пинзеник же, несмотря на всю
успешную карьеру от депутата Рады до министра финансов, сделал крайне неудачный
выбор, и на парламентские выборы 2006 года пошел вторым номером в составе
гражданского блока «Пора-ПРП». И эта партия не преодолела 3 % избирательный
барьер, выбив Пинзеника из стройных упитанных рядов «народных избранников» на
некоторое время.
Настоящая мистика в другом. Рабочие завода уверяют, что
каждый раз, перед тяжёлыми для завода,
города или страны событиями, с единственного стоящего на заводе корабля
слышится звук рынды – корабельного колокола. Этот звук не похож на случайные
удары от порывов ветра, а как будто некто целенаправленно в неё звонит.
Подтверждают эту байку и николаевские сталкеры, проникшие на завод. Они тоже
уверены, что отчетливо слышали звук, похожий на корабельный колокол.
Целую неделю был слышен звон рынды и в начале 2014 года,
накануне государственного переворота в Киеве…
За последние месяцы тучи над загадочным кораблем, как и над самой страной, сгустились. Порошенко еще в марте 2017 подписал Указ о демилитаризации крейсера «Украина», предложив тогда «снять вооружение и продать то, что останется». Этого, считал он, «хватит на компенсацию зарплат». И 2017 год стал с этого момента для президента весьма неприятным – и на международной арене, и внутри страны.
В конце октября этого года госпредприятие «Николаевский
судостроительный завод», входящее в Укроборонпром, остановило работу. То самое
предприятие, которое до государственного переворота практически бесперебойно
работало 225 лет, та самая первая верфь «Николаевское адмиралтейство», вокруг и
ради которой основан город. Бывший «город Корабелов».
«Николаевский судостроительный завод уже 3 год самостоятельно выполняет работы по содержанию крейсера, ведь их прекращение приведет к разрушению его энергетических узлов, элементов оборудования, экологического загрязнения акватории рек Буг и Ингул», - сообщили в "Укроборонпроме".
29 ноября 2017 рабочие остановленного завода даже перекрыли
трассу на Одессу, требуя выплаты зарплат. И ходили к губернатору. Но тщетно.
Денег ни на завод, ни на «Украину», у Украины нет.
В Концерне ждут решения Кабмина, нужен ли Украине ракетный крейсер «Украина», или нет.
«Если нужен -
"Укроборонпром" готов достроить судно, но для этого надо
предусмотреть средства в Государственном оборонном заказе на 2018 год. Если нет
- есть два варианта: либо продавать недострой, поскольку он не отвечает военной
доктрине, или предусмотреть в ГОЗ на 2018 год средства на дальнейшее содержание
судна у причальной стенки», - сообщает пресс-служба.
Бывший мэр Николаева Александр Сенкевич в мае 2017 предложил
«снести под ноль» судостроительный завод, на котором стоит крейсер «Украина», и
построить на этом месте развлекательный центр. И уже к началу октября стал
первым мэром Украины, которому объявили импичмент. Но идея нашла отклик у
некоторых городских депутатов.
Наталка Nik для ВосходИнфо