Перед самой конференцией развернутую схему размещения "голубых касок" в Украине обрисовал экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. То, что именно этот вариант взят за основу, подтвердил вчера и Волкер. А главное – пока его не опровергли ни в Москве, ни в Киеве.
Мы обобщили все, что прозвучало о Донбассе в Мюнхене, и тезисно проанализировала доклад Расмуссена, который сейчас все обсуждают.
На Мюнхенскую конференцию приехал спецпосланник США по Донбассу Курт Волкер, который пообщался с украинцами, прибывшими в Германию.
По словам Мустафы Найема, Волкер подтвердил, что "план Расмуссена" по миротворцам близок к тому, о чем договорились с Сурковым в Дубае.
"(1) Общая численность контингента – до 30 000 человек, в том числе 5000 человек для активного наблюдения за 409 километрами международной границы между Украиной и Россией, и 4000 человек полицейского контингента.
(2) Командование миссии будет осуществляться либо непосредственно ООН, либо представителем независимого Международного контингента. Участниками миссии могут быть миротворцы из стран, не входящих в НАТО, приемлемые как для Украины, так и для России. В частности обсуждается участие сил из Беларуси, Казахстана, Монголии, а также Австрии, Финляндии или Швеции и ряда южноамериканских стран. Допускается участие некоторых стран – членов НАТО, дружественных к России, например Греция.
(3) России необходимо будет обеспечить прекращение огня местными формированиями и вывести тяжелое вооружение, а властям самопровозглашенных республик придется публично и открыто принять условия работы миротворцев.
(4) В рамках миссии на местах должны быть развернуты также гуманитарные учреждения, группы юристов и экспертов в области государственного управления и посредников для работы с местными общинами по постконфликтному восстановлению и реинтеграции в украинские государственные структуры.
Миротворческая миссия должна стать механизмом принуждения к выполнению Минских соглашений. При этом первый пункт Минских соглашений – прекращение огня – должен быть выполнен ДО начала развертывания миссии. Проведение местных выборов, реализация особого статуса и амнистия могут быть выполнены только ПОСЛЕ полного развертывания миротворческой миссии.
Разворачивание миссии предполагается в несколько этапов. Предположительно это будут три стадии: начало миссии и обеспечение условий для ее разворачивания (до двух месяцев), продвижение и установление контроля над границей (от двух месяцев) и начало подготовки инфраструктуры для проведения местных выборов (до шести месяцев). Что важно, на данный момент все стороны согласны, что решение о разворачивании миротворческой миссии должно приниматься Совбезом ООН один раз на весь период действия контингента, а не после каждого этапа, что не позволит России путем наложения вето приостановить миссию на каком-либо этапе.
Согласно отчету, традиционный вариант миротворческой миссии (без мандата на активное применение силы) может быть реален, только если бы все потенциальные сателлиты ДНР и ЛНР искренне обязались прекратить любое насилие, что маловероятно. Поэтому самым вероятным вариантом может стать т. н. "надежный мандат", разрешающий миротворцам в ограниченных условиях применять силу для сдерживания сил местных сателлитов РФ.
Ну и самое главное. Как отмечают авторы отчета, единственный способ узнать, могут ли миротворческие силы справиться с местными сателлитами России, – это начать разворачивание миссии и реагировать на ситуации по мере продвижения миссии. Между тем, исходя из прошлого опыта, есть достаточные основания полагать, что миротворческие силы могут-таки справиться с ситуацией на Донбассе, если, конечно, для этого будут созданы политические условия".
В интерпретации Найема есть два интересных момента: во-первых, органы власти сепаратистов до выборов не распускаются.
Во-вторых, выборы на неподконтрольной территории проходят только после выхода миссии ООН на границу с Россией. Скорее всего, в Москве эту идею отметут с порога. Напомним, ранее Волкер говорил, что границу Украине до выборов и полного выполнения Минска никто не отдаст. О том же всегда говорили и в РФ.
О том, как именно и в какой последовательности Украина будет выполнять политическую часть Минска – закон об особом статусе, изменения в конституции – украинские спикеры тоже преимущественно молчат.
Еще интересные подробности после Мюнхена дал нардеп Игорь Попов. Он обозначил время, когда могут ввести миротворцев и провести выборы. "Голубые каски" могут появиться на Донбассе уже в октябре 2018 года.
"В случае запуска механизма миротворцев выборы на Донбассе предлагают провести в октябре 2019 (12 месяцев после прибытия контингента). И провести не только местные выборы, но как вариант организовать там голосования 27 октября и на выборах в Верховную Раду.
Плюс несколько миллионов голосов могут серьезно повлиять на формат новой власти", – заявил Попов.
В интерпретации Юлии Тимошенко, которая побывала в Мюнхене, помимо миротворцев планируется еще и введение международной временной администрации на территории ЛДНР. То же самое она говорила после поездки на Молитвенный завтрак в Вашингтон.
От украинских же официальных лиц никакой подробной информации не прозвучало. Президент Петр Порошенко ограничился ритуальным выступлением, где заклеймил российскую агрессию. Павел Климкин около часа общался за закрытыми дверями с коллегой Сергеем Лавровым, но по итогам рассказал крайне мало.
По словам Климкина, он задал Лаврову вопрос, смог бы он со своими коллегами-политиками поехать на Донбасс и вести предвыборную кампанию.
"Лавров улыбнулся, понимая, что это по определению невозможно", – описал реакцию главы МИД РФ украинский министр.
Не состоялась и запланированная ранее встреча министров Нормандской четверки. Похоже, обсуждение миротворцев окончательно замкнулось на Волкере и Суркове – и пусть весь мир подождет.
Но что же в реальности написано в докладе, к которому приложил руку бывший генсек НАТО и действующий советник Петра Порошенко?
Доклад опубликован на сайте американского аналитического центра "Институт Хадсона" и, как подтвердил Волкер, близок к тому, что сейчас обсуждается с представителем Путина Сурковым.
"Могут ли объединенные нации объединить Украину?" – называется документ. Автором его является эксперт Ричард Гован.
Отметим, что ДНР и ЛНР там именуются без кавычек и приставок "самопровозглашенные" и "так называемые". Утверждается, что Россия должна уговорить республики согласиться на миротворцев. То есть доклад признает некую субъектность ЛДНР.
"Москве нужно будет вывести свои собственные регулярные силы из региона и оказать давление на лидеров Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР), чтобы они приняли миротворцев и завершили свои военные операции", – дословно сказано в документе.
Среди стран, которые будут участвовать в миссии, доклад рассматривает прежде всего постсоветские страны (Беларусь и Казахстан), потом – латиноамериканские (Бразилия, Аргентина или Чили). Также говорится о необходимости убедить Россию в том, чтобы участие в контингенте приняли и некоторые страны НАТО.
Базовое количество миротворцев определяется как 20 000 человек с возможностью увеличения их числа.
Отдельно говорится о необходимости полицейской миссии в Донбассе, которая будет наводить порядок на территориях, взятых под контроль миротворцами.
Здесь есть интересный момент: говорится, что международные полицейские будут переводить и переобучать персонал сил правопорядка "ЛДНР".
То есть – по крайней мере на бумаге – изъявляется намерение не "люстрировать" или карать, а использовать полицию сепаратистов для поддержания порядка. Что совершенно в духе Минских соглашений.
В докладе предлагается убедить Россию рассмотреть участие полицейских из стран – членов НАТО – таких как Италия, Португалия и Румыния. Отмечается, что богатый опыт есть и у ОБСЕ.
Говоря о выборах и реинтеграции ЛДНР в Украину, в докладе вспоминают опыт Косово, но предупреждают, что в Киеве он не встретит большого сочувствия.
Напомним, что Косово – это полностью отколовшаяся от Сербии территория, признанная многими странами Запада (хотя и не всеми) как независимое государство. Такие аналогии и правда не понравятся Киеву. Но в документе призывают смириться.
"Полномасштабное международное управление ДНР и ЛНР по модели Косово вряд ли вызовет поддержку в Киеве. Тем не менее Украине необходимо будет принять высокий уровень международного надзора за выборами в парламент Украины, предусмотренными протоколами Минска и долгосрочными усилиями по социально-экономической реинтеграции", – говорится в докладе.
В документе указывается, что "полностью международный процесс проведения выборов может оказаться неприемлемым для Киева" (вероятно, из-за практически гарантированного проигрыша всех партий, ранее поддержавших АТО на Донбассе. – Прим. Ред.).
Тем не менее контроль над голосованием предлагается осуществлять ОБСЕ и специальной комиссии Евросоюза. А безопасность кандидатов и на участках будет возложена на миротворцев.
То есть в регионе де-факто вводится полное внешнее управление. Как говорится в докладе, возглавлять всю временную гражданскую администрацию должен "авторитетный человек", который будет посредником между всеми противоборствующими сторонами.
В документе говорится, что разблокировать путь к выполнению "Минска" могут только местные выборы на неподконтрольных территориях.
Выборы в докладе жестко увязываются с вопросами безопасности – говорится, что избирательный процесс может начаться, когда Киев будет уверен, что исключена угроза военного вторжения.
Безопасность, по мнению автора документа, обеспечивает выход миротворцев на границу с Россией, взятие под охрану складов оружия "ЛДНР" и локализацию военного контингента "республик" – расположение людей и техники на определенных базах и переобучение персонала на несение мирной службы.
Указано, что к группам, которые соберутся нарушить стабильность, может быть применена ограниченная сила – причем речь о "деструктивных силах" с обеих сторон конфликта.
А вот передача границы собственно украинским силам возможна только после завершения выборов с международным признанием их результатов.
"Право Киева на восстановление суверенного контроля за его границами обусловлено проведением выборов, которые никогда не произойдут без внешнего вмешательства", – говорится в докладе.
Интересно, что требование 9-й статьи Минский соглашений – возвращение границы после выборов, внесение изменений в Конституцию Украины и введение особого статуса Донбасса – авторы доклада называют "едва ли достижимым".
"Любые крупномасштабные и долгосрочные миротворческие усилия на востоке Украины должны обеспечиваться четкой стратегией с четко определенными целями. К счастью, основа для такой стратегия уже существует в Минских соглашениях, в которой излагается подробная, хотя и едва ли достижимая дорожная карта для реинтеграции Донецкой и Луганской народных республик под украинский контроль", – говорится в докладе.
"Оживить минский процесс" предлагается именно выборами (что не понравится многим в Киеве), а после них – передачей границы Украине (на что вряд ли согласится Москве без реализации других аспектов политической части Минских соглашений – особого статуса и изменения Конституции). Так что пока "план Расмуссена" – это скорее предложение к переговорам, чем уже законченный проект достижения мира на Донбассе. Хотя, в отличие от предыдущих "предложений", он выглядит уже намного реалистичнее.