Дональд Трамп вывел США из "иранской ядерной сделки" и вернул на международную повестку дня перспективу большой ближневосточной войны, от прямого или косвенного участия в которой невозможно будет самоустраниться ни одному из серьезных геополитических игроков планеты.
Однако первой жертвой этого конфликта стала так называемая трансатлантическая солидарность, причем даже лояльные в отношении Вашингтона СМИ отмечают: американский лидер приближается к состоянию гордого одиночества на международной арене.
В прошлом США удавалось вписать и втянуть европейские страны в свои геополитические авантюры, но сейчас даже Борис Джонсон, не говоря уже о французских и немецких дипломатах, высказывает свое скептическое отношение к стратегии конфронтации с Ираном. "Боевой листок лондонских банкиров" Financial Times опубликовал то, что можно назвать эпитафией "коллективному Западу", которого больше нет: "Первой жертвой решения Трампа стал мировой порядок, точнее, то, что от него оставалось.
Теперь США находятся в одинокой группе вместе с Израилем и Саудовской Аравией, на одной и той же стороне токсичного нарушения международного права. На другой стороне — Китай, Россия, Европа и Иран. К этому списку мы почти точно должны добавить Японию, Индию, Австралию и Канаду. Сложно себе представить, что этот разрыв не будет увеличиваться. Трамп был глух к единогласным просьбам ближайших американских союзников. Эммануэль Макрон и Ангела Меркель даже приехали и последние две недели продвигали свою позицию. Они вернулись ни с чем".
Почти год назад мы уже писали о том, что США движутся к неизбежному военному конфликту с Ираном, и что этот конфликт обусловлен особенностями американского политического устройства, спецификой избирательной кампании самого Трампа и геополитическими потребностями США. Тогда, в мае 2017-го, многим такой сценарий казался маловероятным и неактуальным на фоне обострений в Сирии и КДНР, которые тогда привлекали максимальное внимание СМИ.
Практика показала, что опубликованный тогда прогноз и его мотивация были точными: "Пиар и единичные демонстрации силы — это хорошо, но вот риск прямого военного столкновения с российскими войсками на сирийской территории, а также серьезного ядерного инцидента и настоящей региональной войны на Корейском полуострове — это неприемлемо для Белого дома, по крайней мере, на данный момент. <…> Потенциальные авантюры в Сирии и Северной Корее сейчас несут больше минусов, чем плюсов для администрации Трампа, однако в случае атаки на Иран баланс выгод и рисков становится совсем другим."
В случае Сирии администрация Трампа действительно ограничилась только пиар-акциями, иногда замаскированными под ракетные удары, но воздержалась от военной интервенции. В случае КНДР Трамп ищет какого-то компромисса с китайским руководством, которое выступает главным геополитическим покровителем КНДР. В случае Ирана Трамп не только не ищет компромисса, но и готов пойти на прямой конфликт с европейскими союзниками США, чтобы приблизить возможность силового решения иранского вопроса.
В данной ситуации нужно полностью игнорировать заявления американского президента о том, что пока речь идет лишь о санкционном давлении. Как справедливо заметил Эдвард Люс, главный американист Financial Times, "ситуация очень напоминает подготовку к войне в Ираке", только на этот раз США будут действовать без европейских союзников.
Для того чтобы добиться серьезного экономического ущерба, США нужно убедить Евросоюз, Китай и Индию — главных покупателей иранской нефти и главных экономических партнеров Ирана — присоединиться к санкциям в формальном или неформальном режиме. Стоит напомнить, что даже в условиях санкций ООН против Ирана, которые были введены до заключения "ядерной сделки", администрации Обамы не удалось "дожать" Японию, Южную Корею, Индию и Китай в плане ограничения импорта нефти из Ирана.
С учетом того, что лидеры Евросоюза выступают против действий администрации Трампа, возвращение европейских санкций тоже представляется маловероятным. Попытки Минфина США ввести ограничения и накладывать штрафы на европейские нефтяные компании и банки, которые будут продолжать сотрудничество с Ираном, приведут к обострению конфликта между Евросоюзом и США и возможным ответным действиям ЕС в адрес американских компаний.
Когда США угрожали ввести меры против европейских компаний, которые участвуют в финансировании и строительстве "Северного потока — 2", немецкое правительство пригрозило ответными действиями. В случае если под американские санкции попадут европейские банки и нефтяные компании, реакция будет аналогичной и, возможно, даже более жесткой. Нежелание европейских лидеров уступать давлению в этом вопросе обусловлено как интересами европейского бизнеса, так и внутриполитическими соображениями.
Как справедливо отмечает Financial Times, "подчинение Вашингтону будет предполагать очень серьезную внутриполитическую цену", и приводит в качестве примера падение рейтинга Макрона после его попыток "очаровать" Трампа во время своего визита в Вашингтон.
Впрочем, нельзя исключать и сценария, в котором администрация Трампа будет концентрироваться не на введении санкций, а на максимально быстром переходе к военной фазе противостояния. Если смотреть на вещи прагматично, то России выгодна сложившаяся ситуация: цены на нефть растут, а вместе с геополитической напряженностью растет и спрос на российское оружие и дипломатическую поддержку.
Более того, с учетом безобразного поведения Штатов растет, даже в Европе, спрос на вменяемых и надежных партнеров по геополитическому диалогу. Превращение всех этих позитивных обстоятельств в конкретные материальные и политические выгоды для России — дело техники. Владимир Путин с этим точно сможет справиться.