На Украине наконец определились, какие претензии у страны есть к ранее задержанному в порту Херсона российскому танкеру «Механик Погодин». Повод, мягко говоря, надуманный, но с далеко идущими намерениями: своим поведением официальный Киев провоцирует Россию на ответные действия
Формальной причиной задержания Украиной российского танкера «Механик Погодин» стали претензии к компании «ВЭБ-Лизинг», находящейся в санкционном списке Киева. Об этом сообщается в заявлении оператора судна — компании «В.Ф. Танкер».
«Формальный повод был все-таки найден — финансирование строительства судна в 2011 году осуществляла лизинговая компания «ВЭБ-Лизинг». Никого не интересовало, что с момента спуска на воду (2011 год) "Механик Погодин" находится на балансе судовладельца — компании «В.Ф. Танкер», не входящей в санкционные списки. Только она может нести ответственность за все действия экипажа, риски эксплуатации судна, владеет им и распоряжается в текущей деятельности», — заявили в компании.
Более того, для снятия формальных причин «В.Ф. Танкер» переоформил остатки финансирования лизингодателя «ВЭБ-Лизинг» на себя.
«Стоит обратить внимание, что такой формальный подход со стороны портовых властей затрагивает интересы грузовладельца, заказчика перевозки, экипажа судна, судовладельца и никак не затрагивает интересы компании "ВЭБ-Лизинг", профинансировавшей строительство судна в 2011 году», — подчеркнули в компании.
Действия украинской стороны удивляют даже видавших многое юристов. Компания финансировала строительство танкера в 2011 году, а под санкции попала спустя несколько лет. Законы обратной силы не имеют: наказывать можно только за то, что совершено после опубликования законов (в данном случае — санкционного списка). Но нет, для Украине это международное юридическое правило, как будто не существует. А доводы здравого смысла бессильны.
Юрист-международник, почётный адвокат России Валерий Ванин поясняет, что с точки зрения международного права действия украинских властей нарушают все договорённости.
Оказать влияние на Украину может только Вашингтон, подчеркивает адвокат.
Напомним, 10 августа СБУ заблокировала в порту Херсона российский танкер "Механик Погодин", на борту которого находится экипаж из 12 человек. Как заявляли украинские силовики, танкер якобы принадлежит российской компании, которая внесена в санкционный список Совета национальной безопасности и обороны страны.
После блокировки танкера украинские власти несколько дней искали мотив для захвата судна. А Служба безопасности Украины не пустила наблюдателей Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на судно.
В итоге на Украине заявили, что «Механик Погодин» загрязняет воду в гавани Херсона. Позднее экипаж, опасаясь провокаций СБУ, не пустил «проверяющих» не судно. Это развязало руки украинским силовикам — появился повод арестовать танкер, что они и сделали.
Заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов сообщил, что Киев заблокировал «Механика Погодина» в порту Херсона на три года. При этом министр инфраструктуры Украины Владимир Омелянзаявлял, что судно могут конфисковать, "чтобы покрыть убытки".
В свою очередь глава СПЧ РФ Михаил Федотов назвал сложившуюся ситуацию безумием.
В пресс-службе российской компании ООО «В. Ф. Танкер», которой принадлежит «Механик Погодин», рассказали: танкер перевозил дизельное топливо из Туркменистана в Украину по договору фрахта в интересах канадской компании Oil Marine Shipping and Chartering Inc. Порт приписки у судна — Санкт-Петербург. На борту — 12 членов экипажа, капитан — Михаил Замятин.
«Ограничений в передвижении членов экипажа нет. Но во избежание провокаций и в целях обеспечения готовности судна к отплытию в любой момент после получения разрешения портовых властей экипаж добровольно остается на судне», — сообщили в пресс-службе.
Важно, что без разрешения капитана судна украинские правоохранители не имеют права заходить на палубу: судно является территорией Российской Федерации. Зайти на танкер силовики могут только при наличии решения компетентного суда.
В целом же ситуация с «Механиком Погодиным» — продолжение морского противостояния между Украиной и Россией. Старт ему дал официальный Киев, когда 25 марта украинские пограничники задержали крымское судно «Норд» под флагом России в Азовском море с 10 членами экипажа. Все они — граждане России, но Киев считает их украинскими гражданами. Два члена экипажа сумели вернуться в Крым через Белоруссию, семерых сняли с рейса в Минск.
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова после встречи с семьями моряков попросила власти Украины, международные организации и СМИ помочь освободить экипаж «Норда» — вернуть их к своим родным и близким.
Москалькова уточнила, что на встрече мать капитана судна рассказала ей, что мужчине грозит до пяти лет тюрьмы, из-за плохого здоровья он может не пережить такое заключение. В тяжелом положении, по словам омбудсмена, находятся и остальные члены экипажа.
Жена старшего механика судна сообщила омбудсмену, что у ее мужа недавно отказывали ноги, добавила Уполномоченный по правам человека в РФ.
Украина сознательно нагнетает ситуацию в Азовском море, провоцирует Россию. Задача — самыми нелепыми, юридически безграмотными и наглыми действиями вынудить Россию на ответные, желательно, силовые действия. В Киеве ждут, что Москва ответит не абсолютно законными досмотрами украинских кораблей, а решит, например, освободить удерживаемый в Херсоне танкер, оснований для задержания которого у Украины нет никаких. Провоцируя РФ, украинская власть ожидает такой реакцию, которую потом можно было представить мировому сообществу как «акт агрессии».
По всей видимости, осознание быстро таящей поддержки Запада, заставляет Киев идти на самые отчаянные и грубые действия.
Тем более Киев уже ввязался в морской конфликт с Россией, и у него нет возможности дать обратный ход. Иначе оппоненты внутри страны обвинят власть в том, что она «прогибается перед Москвой», считает политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.