Президент Франции и канцлер Германии подписали соглашение о сотрудничестве и интеграции двух стран. Встреча Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона произвела неприятное впечатление на Европу: две главные страны ЕС пошли на грубое нарушение правил игры, подписав двустороннее соглашение об интеграции в обход Евросоюза.
Усиление франко-германского альянса означает возвращение к идее «Европы двух скоростей», согласно которой богатые страны «ядра» ЕС продолжают интеграцию между собой, а восточноевропейская периферия остается за бортом дивного нового мира.
Место подписания договора о стратегическом сотрудничестве Германии с Францией было выбрано символическое. Город Ахен — столица империи Карла Великого.
Государство Каролингов было первой после распада Римской империи попыткой создания Единой Европы.
Центр империи Карла Великого — регион от Северного моря до Альп — тысячу с лишним лет после Каролингов остается осью, вокруг которой крутится вся европейская история.
Неудивительно, что именно шесть стран, которые граничат друг с другом как раз по этой стержневой оси европейской цивилизации — Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия, — спустя 12 веков после Карла Великого создали объединение, которое потом стало называться Европейским союзом.
И вот теперь Эммануэль Макрон и Ангела Меркель подписывают в Ахене соглашение о сотрудничестве и интеграции Франции и Германии. Высокие договаривающиеся стороны «действуют в интересах эффективной и сильной общей внешней политики и политики безопасности, укрепляя и углубляя экономический и валютный союз. Они стремятся завершить создание единого рынка и сформировать конкурентоспособный союз на основе сильной промышленной базы».
Ахенское соглашение Меркель с Макроном неприятно поразило остальную Европу. Двусторонние соглашения о стратегическом сотрудничестве между странами — членами ЕС в современной Европе — это не комильфо. В Евросоюз входят 27 государств, и договариваться нужно всем со всеми. А тут две главные страны ЕС в обход Брюсселя и остальных стран Евросоюза договариваются «создать конкурентоспособный союз на основе сильной промышленной базы».
Это возвращение к концепции «Европы двух скоростей», согласно которой самые развитые и богатые страны Западной Европы продолжают объединяться друг с другом, а бедная отсталая периферия остается на обочине европейской истории и в новых интеграционных проектах не участвует.
Это была попытка как можно политкорректнее объяснить простую вещь: у Европы есть богатый «центр» и бедные «окраины».
«Окраины» тормозят развитие «центра». Этот балласт нужно сбросить, чтобы западноевропейский «локомотив» европейской интеграции смог вытянуть Евросоюз из болота системного кризиса, в котором тот увяз.
Однако даже предельно политкорректная формулировка «Европа разных скоростей» не спасла Берлин и Париж от бури негодования Румынии, Венгрии, Польши, Прибалтики…Восточноевропейская периферия поняла, что ее хотят тихой сапой списать в утиль и оставить догнивать на задворках. Выражение «Европа двух скоростей» быстро стало ругательным, и представители западных европейцев отказались его использовать.
Франко-германский альянс — это решительная попытка разорвать клубок противоречий и продолжить развитие Евросоюза за счет интеграции друг с другом и в обход институтов собственно ЕС.
В Ахенском договоре просматриваются контуры того федеративного супергосударства, каковым Германия и Франция видели Евросоюз будущего, которым грезили десятилетиями и к которому не могли приблизиться с 2005 года, когда возможность влиять на европейские дела получили страны «Новой Европы».
Два государства углубляют кооперацию по вопросу иностранной политики, обороны, внешней и внутренней безопасности, прилагая все усилия по укреплению автономного оперативного потенциала Европы».
Германия и Франция оказывают друг другу «помощь и поддержку всеми средствами, которыми располагают, в том числе вооруженными силами, в случае вооруженной агрессии против их территорий». «Два государства учреждают франко-немецкий Совет обороны и безопасности в качестве политического органа управления совместными обязательствами».
Иными словами, речь идет о создании союзного государства по типу российско-белорусского, франко-германском военном союзе внутри НАТО и создании объединенных Вооруженных сил.
Такое решение еврограндов можно считать асимметричным ответом на все попытки тех же стран Прибалтики вставлять палки в колеса проекту европейской армии. Единой европейской армии не будет, потому что при всех различиях 27 стран ЕС и существующих противоречиях между ними ее просто не может быть.
Зато могут быть франко-германские Вооруженные силы.
Образ франко-германского альянса, в котором подпитывают друг друга промышленная мощь Германии и ядерное оружие Франции, впечатляет. Что может противопоставить этому восточноевропейская периферия? Не Междуморье же, в самом деле?
Остается надеяться на США, для которых франко-германский тандем — такая же угроза и геополитический конкурент, как Россия или Китай.
Автор: Александр Носович