В Польше раздумывают над тем, что показали переговоры в Сочи между Путиным и Эрдоганом, и приходят к неутешительным выводам.
Пока правящая польская партия «Право и Справедливость» разбирается с итогами немного противоречивых для нее выборов в Сейм, пытается оспорить результаты голосования в Сенат и в обстановке секретности сглаживает противоречия между внутренними фракциями и группировками в ходе обсуждения состава правительства, внешней политикой страны сегодня, похоже, занимаются только журналисты и эксперты. И будучи не связанными правилами в той степени, в какой их должны придерживаться сотрудники МИД Польши, проговаривают важные вещи.
Нерв мировой политики сегодня пульсирует в Сирии, где сталкиваются интересы великих держав. Очередной эпизод «большой игры» прошел вчера в Сочи, где более шести часов шли переговоры между российским президентом Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
И хотя Ближний Восток далеко от Польши, да и интересов у нее в этом регионе не так много, сирийский конфликт польские журналисты анализируют, как вовлеченные изнутри люди, сопоставляя с собственной историей и проецируя на современность. Так, популярный польский портал Onet увидел во встрече Путина и Эрдогана следующее: «Ялта 1945 — Сочи 2019. Сейчас это и наше предательство».
Это заявление многослойно и, как капусту, его нужно аккуратно раздеть. Во-первых, в нём содержится констатация того, что НАТО больше не видится силой, способной оказывать боевую поддержку своим членам, а сирийский конфликт, возможно, окажется тем гвоздем, который вобьют в крышку гроба альянса. Соответственно, проваливается концепция Варшавы, обозначенная прежним правительством «Гражданской платформы» — Польской крестьянской партии и поддержанная затем правительством «Права и Справедливости», о «важности» так называемого восточного фланга НАТО, в центре которого находится Польша, равно как само понятие восточного фланга.
Ведь договоренности между Анкарой и Москвой дают основания полагать, что южный фланг альянса, в центре которого была Турция, либо теряет свой смысл, либо должен подвергнуться кардинальной перестройке. Более того, повисает в воздухе уточнение по так называемому восточному флангу НАТО, сделанное PiS, в соответствие с которым он является политическим прикрытием двустороннего польско-американского военного союза, многомиллиардных покупок у Вашингтона оружия и техники, размещения на польской территории инфраструктуры армии США. Ведь Трампу доверять нельзя. Отсюда второй слой — если покровительство не Соединенных Штатов, то кого?
Напрямую это не проговаривается, однако подразумевается, что такой альтернативой может выступить только Германия. Собственно, оказавшаяся сейчас в оппозиции «Гражданская платформа» это и делала.
Ориентация на Берлин предполагала, что Варшава следует в хвосте немецкой политики безопасности и заграничной политики. То есть Польша в тот период практически не заботилась о своей армии, не выходила за флажки «демократических ценностей», сделав смелые шаги лишь два раза — во время так называемой перезагрузки отношений с Россией и зимой 2013−2014 года в ходе государственного переворота на Украине.
Но поскольку субъектом политики была в этих случаях не сама Польша, конфликт между Берлином и Москвой довольно быстро вывел Варшаву из игры. Сегодня оппоненты PiS пытаются вернуться к прежнему порядку, аргументируя это «предательством Трампа». Но смена вектора с американского на немецкий не меняет сам принцип подстраивания под чужие интересы и чужую стилистику. Трудно будет Польше полагаться и на «зонтики» — Европейский союз и НАТО. Как отметил в интервью Polskie Radio 24 бывший польский дипломат Рышард Жултанецкий, эти два альянса не являются чем-то вечным, которое никогда не исчезнет.
Что подводит нас к третьему слою: как будет выглядеть положение Варшавы в ближайшем будущем. Некоторые польские комментаторы при описании ближневосточного кризиса выражают симпатии курдам, вольно или невольно ассоциируя с этим народом поляков, мол, маленьких обижают. Но на самом деле общего здесь мало. В отличие от курдов, у поляков есть свое государство с признанными границами, и сама польская нация более сплоченная.
Если с кем и стоит сравнивать Польшу в данном контексте, то с Турцией, которая, подобно Польше, преувеличивает свою значимость для Запада.
Между тем безопасность и территориальную целостность Турции альянс сегодня обеспечить не может. Польша вроде бы в лучшей ситуации, однако это пока не полыхнула «польская Сирия» — Украина. Когда у Варшавы останется только один вариант действий на украинском направлении, активное втягивание, будет ли ей помогать Запад? Сомнительно.