В преддверии саммита в Нормандском формате, назначенном на 9 декабря, информационные поля Украины и России заполнены заявлениями, посвященными предстоящим переговорам.
Сам факт, что Россия согласилась на переговоры, руководство Украины расценивает как огромную победу. Предварительные условия, обозначенные представителями РФ, то есть выполнение пунктов «дорожной карты», согласованных на предыдущем саммите Украина не выполнила. Даже полноценного отвода войск с линии соприкосновения в обозначенных пунктах в ЛНР и ДНР не получилось. Хотя украинская сторона и устроила из данного отвода целое шоу с «противодействием» ему нацистов из «добробатов» и визитом президента Зеленского, уговаривающего их отойти.
Несмотря на то, что формально отвод состоялся и Украина заявляет о нем как о свидетельстве своего стремления к мирному урегулированию конфликта в Донбассе, обстрелы ДНР, с территорий с которых украинские войска, якобы, выведены, продолжаются. И, что немаловажно, эти обстрелы не только фиксируются, но о них публично говорят, в том числе в российских СМИ.
Ответный шаг доброй воли, передачу Россией арестованных при попытке прорыва через Керченский пролив катеров, украинская сторона также превратила в отвратительное шоу. Россиян обвинили в краже с удерживаемых катеров плафонов, сантехники и личных вещей матросов. Выждав несколько дней, пока в украинском информационном поле раскручивалась тема якобы украденных унитазов и дождавшись, когда об этой национальной потере высказался сам лидер «ограбленной нации», российские силовики опубликовали видеокадры катеров при их передаче украинской стороне. С плафонами, унитазами и личными вещами моряков в полной сохранности.
То есть пока курс на мирное урегулирование и на сближение позиций по мирному урегулированию, обозначенный новой украинской властью, оборачивается раз за разом имитацией вместо реальных действий и провокациями против стороны, с которой, якобы, Украина хочет урегулировать отношения.
Поэтому встреча в Париже, которой в течение нескольких месяцев добивался Владимир Зеленский, это, безусловно, победа. Только не его, а президента Франции Эммануэля Макрона. Именно ему, по видимому, удалось склонить российскую сторону к очередным переговорам с украинской стороной. В то время, когда новая украинская власть демонстративно не собирается выполнять соглашения, подписанные в ходе предыдущих встреч, и даже открыто об этом заявляет.
Франция претендует на усиление роли в европейской политике. Эммануэль Макрон заявляет о невозможности обеспечения мира в Европе без переговоров с Россией и учета ее интересов. Поэтому согласие на переговоры в Нормандском формате следует, скорее, расценивать как ответный дружеский шаг России по отношении к Франции, а не к недоговороспособной Украине.
На Украине же российское согласие на переговоры подается как очередная «перемога» над Россией, теперь уже лично Зеленского. Мол, европейские партнеры вынудили российскую сторону сесть за стол переговоров с Украиной, и последней теперь остается лишь «дожать» Россию на свои условия мирного урегулирования.
Условия эти обозначены украинской властью давно и стали известны под условным названием «формулы Зеленского», которая должна заменить утвержденную на прошлом саммите «формулу Штанмайера». В соответствии с представлениями Зеленского, выборы на Донбассе должны пройти только после передаче Украине контроля над границей между ЛДНР и РФ. Об этом он заявил в опубликованном в понедельник интервью Le Monde.
При этом на Украине исходят из предположения, что российская стремится как можно быстрее избавиться от «Донбасской проблемы» и нужно всего лишь предоставить России возможность уйти с Донбасса «сохранив лицо». Поэтому Нормандские переговоры подаются украинским обывателям, буквально, как возможность продиктовать российской стороне условия ее капитуляции.
Вместо Минских соглашений и «формулы Штанмайера», которые Украина выполнить не хочет. Владимир Зеленский будет в Париже рассказывать, почему условия подписанных соглашений украинская сторона выполнить не может. Помогать ему будет группа поддержки под девизом «Нет капитуляции», которая в Киеве в то же время будет имитировать «майдан» на случай, если Зеленский, по их мнению, предаст «национальные интересы».
Украинские политические эксперты и политические деятели, включая самого Зеленского, настолько расходились в ожидаемых и анонсируемых «перемогах» над Россией, что потребовалось их даже одернуть по поводу их явно завышенных ожиданий.
Сразу же после публикации позиции Зеленского в Le Monde Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков в беседе с корреспондентом ТАСС заявил, что российской стороной даже не рассматриваются иные альтернативы урегулирования, кроме неукоснительного выполнения Украиной Минских соглашений.
Следует учитывать, что высказывание Чеснакова можно расценивать как неофициальное обозначение позиции помощника президента РФ Владислава Суркова. Из этого можно сделать вывод, что позиция российской стороны перед переговорами остается неизменной – требование от Украины исполнения уже подписанных минских соглашений.
Заявление Зеленского и прогнозы украинских политологов по поводу продвижения в Париже формулы его имени однозначно прокомментировал и Глава ДНР Денис Пушилин:
Еще одним условием российской стороны для согласия на переговоры в Париже было предварительное согласование всеми сторонами темы переговоров и итоговых документов, которые будут не обсуждаться, а, фактически, утверждаться подписями лидеров стран. Стало известно, что такие документы для Нормандского саммита согласованы. И это означает только одно – Украина в очередной раз расписалась в необходимости исполнять Минские соглашения и подписалась под «формулой Штанмайера». Чего от Владимира Зеленского и будет в Париже в очередной раз добиваться Владимир Путин в присутствии, а, скорее всего, и при участии лидеров Франции и Германии.
Самым болезненным пунктом Минских соглашений для Украины является даже не необходимость внесения изменений в законодательство и предоставление особого статуса Республикам Донбасса, а согласование всех этих изменений с руководством ЛДНР. То есть прямые переговоры с руководством Республик, существование которых Киев упорно продолжает отрицать, называя их «оккупированными территориями».
В случае же добровольного или вынужденного исполнения Украиной соглашений, именно с представителями республиканской власти придется вести прямые переговоры и согласовывать позиции.
И в Донецкой Народной Республике республиканские власти очень неоднозначно обозначили свою позицию в преддверии Нормандского саммита и предусмотренных Минскими соглашениями, а потому вероятных прямых переговоров с Украиной.
29-го ноября Народным Советом ДНР принят закон о Государственной границе ДНР. При этом государственная граница установлена по административной границе Донецкой области.
То есть, власти ДНР открыто обозначили свои претензии на территории, находящиеся под контролем Украины, на которых проходил референдум о независимости. Причем, не в виде заявления, а в виде Закона.
И это очень высоко поднимает планку, которую должны преодолеть нынешние киевские власти для выполнения Минских соглашений или хотя бы начала переговоров с ЛДНР.
Любые переговоры требуют признания субъектности Республик со стороны киевского режима. Если раньше киевские власти при начале переговоров фактически признавали только «власти, контролирующие некоторые территории», то сейчас изменился один из субъектов переговоров - у него появились границы заявленные по административной границе.
И такой подход со стороны властей ДНР фактически соответствует Косовскому прецеденту, который в свое время был реализован при поддержке ЕС. Самопровозглашенные власти Косово при поддержке европейских партнеров и США добились признания своей юрисдикции не только над той территорией, которую они фактически контролировали, а над всей автономией в её административных границах, включая территории, населенные сербами.
Теперь сам факт начала переговоров с ДНР для Украины означает признание не только существующей в ДНР избранной власти, но и её претензий на всю республиканскую территорию.
2 декабря Глава ДНР выступил с новой инициативой, по более чем болезненному для Украины вопросу. Денни Пушилин внес на рассмотрение в Народный Совет изменения в статью 10 Конституции Донецкой народной республики, определив статус русского языка как единственного государственного в республике. До сих пор и в ДНР и в ЛНР статус государственного имеют и русский и украинский языки. Если ДНР лишит статус украинского языка статуса государственного, то для интеграции Республики в свой состав Украине придется придавать статус государственного языка русскому. Либо требовать возвращения статуса государственного украинскому в ДНР.
Заявления Чеснакова, которые можно расценивать как неофициальный ответ Зеленскому из Администрации президента РФ, синхронные аналогичные заявления главы ДНР, сопряженные по времени законодательные инициативы Народного Совета ДНР и Главы ДНР по границам и государственному языку, а также сообщения Интерфакса о том, что предметом обсуждения в Париже будет все же «формула Штанмайера», а не «формула Зеленского», говорят о том, что Россия ни в коем случае не намерена идти ни на какие уступки Украине по Минским соглашениям.
Альтернативы им для российской стороны альтернативы, по-прежнему, нет.
И Зеленскому останется лишь в очередной раз подписаться под ними. И не выполнять, как до него не выполнял Порошенко. Либо официально отказаться от их выполнения. Настроив против себя таким образом уже Европу, поддержки которой в организации переговоров в Нормандском формате он так долго добивался.
Понимая, что добившись «перемоги», то есть прямых переговоров с Владимиром Путиным в присутствии лидеров Франции и Германии, Владимиру Зеленскому на переговорах в Париже придется в очередной раз подтвердить готовность прямых переговоров с властями ДНР и ЛНР, только на ухудшившихся для него условиях, а не диктовать условия России, как задумывалось, на Украине решили прибегнуть к излюбленному способу – шантажу и запугиванию обострением ситуацией на Донбассе.
Если раньше представители Украины угрожали полной блокадой Донбасса, включая прекращение поставок воды. То теперь устами неназванных источников из СНБО через связанные с украинской властью СМИ и телеграмм-каналы сообщают, что Украина на встрече «Нормандской четверки» может объявить о возвращении войск на оставленные ранее позиции, о снятии моратория на применение авиации в зоне ООС. Фактически это означает выход Украины из Минских соглашений.
Если Россия не заставит власти ДНР отказаться от установления границ по административным границам областей. И это еще на инициативу о лишении украинского языка статуса государственного украинская сторона не успела отреагировать.
Сценарий переговоров, задуманный Украиной, уже сломан. Вместо «додавливания» России Украина будет выдвигать новые требования к РФ и ЛДНР, которые фактически отказывается признавать и вступать с ними в переговоры и выступать в качестве стороны, которую придется принуждать к выполнению подписанных ею соглашений. И сами же, что интересно, этой встречи, и участия в ней Зеленского в качестве принуждаемой стороны и добивались.
Очередная «перемога» ожидаемо превратилась в «зраду».
Ждем теперь действий властей Луганской Народной Республики, по тем же вопросам границ Республики и государственного языка, которые приобретают ключевое значение в перспективе возможных прямых переговоров с Украиной и выполнения либо отказа ее от Минских соглашений.
Юрий Барбашов для «Казачьего Вестника»