С учетом технических характеристик применяющихся для «Сирийского экспресса» БДК проектов 775, 775М и 1171, а также ряда других задействованных кораблей, в среднем в год в Сирию перебрасывается 25 тыс. тонн грузов. Из которых 2/3 закрывают потребности исключительно сирийской армии. Просто потому, что на базах уже переброшенные в САР 1990 БТР явно без надобности. Впрочем, это частности. Главное, что возить грузы морем, конечно, проще и удобнее.
Однако не стоит думать, что МО РФ не просчитывало альтернативные варианты. Еще в 2015 году бывший командующий Черноморским флотом Игорь Касатонов отмечал полную проработанность запасных маршрутов снабжения российской группировки в Сирии комбинированным образом – с помощью ВКС и по суше через территорию Ирана, чтобы дальше из иранских портов в Средиземное море в обход Аравийского полуострова.
Если вообще уместно, так как никаких официальных заявлений о закрытии Босфора для чьих бы то ни было кораблей, тем более персонально российских, из Анкары в Москву не поступало. Все разговоры базируются исключительно на заявлениях частных лиц в турецкой прессе.
Более того, сами эти заявления базируются на словах турецких политиков о неизбежности закрытия Проливов для иностранных кораблей в случае «если безответственные действия рядя европейских стран в Средиземном море доведут ситуацию до объявления войны Турции».
Следовательно, во-первых, прекращение транспортного сообщения через Босфор пока является простым теоретизированием экспертного сообщества, во-вторых, направлено оно, прежде всего, против греко-французско-немецко-египетской коалиции, складывающейся против Турции в вопросе принадлежности сырьевых запасов шельфа Восточного Средиземноморья. На днях к антитурецкому блоку присоединился Израиль.
В складывающихся обстоятельствах Эрдогану очень не с руки принципиально ссориться еще и с Москвой, сегодня являющейся его последним, пусть и ситуационным, но мощным союзником. Турция подписала контракт на закупку второго полкового комплекта ПВО С-400 и очень торопится договориться о поставках минимум полусотни истребителей пятого поколения Су-57.
Из чего следует простой вывод. Слухи о перекрытии Босфора именно для российских военных кораблей банально инспирированы. Важно отметить, что источниками информации о турецких планах служат СМИ далеко не первой величины.