Во многих экспертам еще предстоит разбираться по мере предания гласности новых деталей, связанных, прежде всего, с действиями и политикой главных участников конфликта – Азербайджана и Армении. Пока бросаются в глаза следующие обстоятельства.
Первое: подготовка к войне осуществлялась открыто. На территории Азербайджана одно за другим проходили совместные азербайджано-турецкие военные учения со сценарием «освобождения захваченных армянами территорий». Видимо, было не случайно и то, что такие мероприятия вписывались в контекст обострения ситуации на границах России на разных направлениях (кризис в Белоруссии, переворот в Киргизии), что выводит экспертов на поиск подоплеки карабахской войны, не озвучиваемой в прессе.
Речь идет о загадочной вспышке боевых действий между Азербайджаном и Арменией в июле 2020 года в районе Казаха, за пределами Нагорного Карабаха. По всем признакам, правительство Никола Пашиняна пыталось таким образом инициировать армяно-азербайджанскую войну с потенциальным вовлечением в нее России как члена ОДКБ. Азербайджан такой ход событий не устраивал и поэтому он быстро поддержал призывы Москвы остановить кровопролитие. Это первое.
Второе. Ранее Пашинян, вроде бы поддерживая диалог с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и контакты на уроне глав внешнеполитических ведомств при посреднических усилиях Минской группы ОБСЕ, выступил все же с провокационными по отношению к Баку заявлениями по Карабаху, откровенно провоцируя Азербайджан на войну.
При этом в Ереване заявляли, что в случае, если Баку начнет боевые действия, то за всем этим «будет стоять Москва». Были и другие антироссийские демарши. Так создавалась сложная ситуация: Ереван по-разному одновременно, провоцировал Азербайджан с его турецким трендом и Россию, чем хорошо воспользовался Алиев в создании политического обеспечения военных действий по ходу войны.
Третье. Указанные факторы во многом предопределили тактику действий Москвы в карабахской войне, когда она сначала взяла паузу (хотя были телефонные контакты с Ереваном), затем приняла активное участие при посредничестве Минской группы ОБСЕ в подготовке трех так называемых гуманитарных перемирий, которые почти сразу срывались.
США и Франция, как страны – сопредседатели МГ ОБСЕ дальше не пошли, тогда как Россия вступила в диалог с Анкарой, Баку и Ереваном с целью остановить войну уже в ином переговорном формате. Любопытно, что именно в этот момент в России активизировались агитаторы, которые стали запугивать всех турками.
Четвертое. Если бы Армения по ходу войны признала бы независимость Нагорного Карабаха, а еще лучше – включила бы Карабах в свой состав, тем более что юридическая база позволяла признать декрет о независимости НКР, то в зону ответственности России, независимо от того, как отнеслись бы к этому Азербайджан, Минская группа и мировое сообщество, вошел бы и Степанакерт.
И Москва была бы поставлена перед необходимостью обеспечивать безопасность Карабаха и была бы вынуждена принять участие в военном конфликте. При определенных условиях это могло привести к масштабной войне с вовлечением других сторон, в частности, Турции. Но Армения не признала независимость Нагорного Карабаха и тем самым урезала российскую маневренность.
Пятое. В результате сложилась критическая масса. Она привела к тому, что стороны понесли большие потери с обеих сторон. Для того, чтобы решить проблему, понадобилось активное вмешательство России. Армения оказалась перед выбором: или потерять всю территорию Нагорного Карабаха, или подписывать соглашение о прекращении войны.
Если ознакомиться с 9 пунктами этого документа, то заметно, что он тщательно готовился. Для этого необходимо было вести тщательные переговоры. Можно утверждать, что соглашение согласовывали на протяжении определенного времени с участием, конечно, Пашиняна.
Отсюда возникает вывод: если интересы Баку были четко определены, позиция России также была очевидной (Москва вмешивается в военный конфликт только в случае его эскалации и вторжения в Армению), то позиция Пашиняна при подготовке этого документа вызывает массу вопросов. Возможно, премьер пытался создать какую-то политическую альтернативу, что у него не получилось.
Для армян произошедшее в Карабахе – трагедия. Война отразится на политической ментальности и армян, и азербайджанцев. Очевидно, что в обозримом будущем у обоих народов не появится желание жить в каком-либо едином государственном образовании. Что же в сухом остатке?
Первое. Война приостановлена, российские миротворцы размещены на линии соприкосновения. Пока ни одна из сторон не решилась возобновить боевые действия. Как и любое другое государство, Азербайджан имеет право приглашать иностранные вооруженные силы на свою территорию, но эти силы не будут иметь статуса и прав миротворческих сил.
Второе. Москва будет контролировать нагорно-карабахский и нахичеванский коридоры.
Третье. Россия сейчас зарекомендовала себя на Кавказе как единственная держава, которая может принести мир.
Четвертое. Москва будет постоянно иметь вооруженные силы как в Армении, так и в Азербайджане, а российское подбрюшье сейчас намного сильнее, чем когда-либо прежде.
Пятое. Россия не дала втянуть себя в конфликт, что означало бы резкое ухудшение давних партнерских отношений с Баку и очередное осложнение в отношениях с Анкарой. Удалось избежать репутационных потерь. ОДКБ продемонстрировала первые крупные реальные успехи с момента своего основания, она существует не на бумаге, а как влиятельная региональная сила. Это, безусловно, большой плюс к геополитическому рейтингу Москвы.
Продолжение, несомненно, последует. На Большом Ближнем Востоке пишется партитура новой геополитической мессы. Но ясно одно.
Пока вопрос о статусе Карабаха – войдет ли он в состав Армении или нет – открыт, Карабах должен стать зоной безопасности. Соответственно, без участия Москвы стабилизировать этот регион невозможно.