Новостной обзор

Хроники «школьного перемирия» 21. 09. 2017
53
Ночная сводка, 21 сентября
104
Хроники «школьного перемирия» 20. 09. 2017
86
Ночная сводка, 20 сентября
137
Хроники «школьного перемирия» 19. 09. 2017
95

Лента новостей

17:32 21-09-2017
Мегазрада: Украинская вышка на Чонгаре стала вещать российское радио
17:27 21-09-2017
Посольство США приглашает россиян в Киев для оформления виз
12:18 21-09-2017
Украина компенсировала России издержки по спору на три миллиарда долларов
08:46 21-09-2017
Эксперимент Ляскина провалился: диверсант ФБК сдал своих кураторов
08:41 21-09-2017
Крымчан освободили от долгов перед банками Украины
08:01 21-09-2017
Взвод военной полиции РФ в Сирии попал в окружение. Кольцо прорвано, погибших нет
07:54 21-09-2017
Каталония вышла на улицы поддержать референдум о независимости
16:41 20-09-2017
Болгария намерена поднять в ЕС вопрос об отмене санкций против России
16:05 20-09-2017
Главу «Христианского государства» задержали по запросу Поклонской
15:58 20-09-2017
РЖД запустила регулярное грузовое движение в обход Украины
15:54 20-09-2017
В Барселоне две тысячи человек протестуют против арестов чиновников
15:04 20-09-2017
Землетрясение в Мексике разбудило вулкан
14:01 20-09-2017
Вы хоть понимаете, что Путин с вами сделает?! — экс-глава ЦРУ советует Украине даже не думать об американском оружии
13:29 20-09-2017
Бунт на корабле: Россия, Китай и Франция отказались от проекта Трампа по реформе ООН
08:53 20-09-2017
Число жертв землетрясения в Мексике достигло 149 человек
Все новости

В Белом доме объяснили «необычную лексику» Трампа в отношении Ким Чен Ына

Тиллерсон заявил, что РФ нарушала обязательства по договору о РСМД

Землетрясение в Мексике: Красный крест помогает ликвидировать последствия

Москва выступает за решение внутрииракских проблем на основе компромиссов

Мадуро заявил, что не поехал на ГА ООН «из соображений безопасности»

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



» » » Турецкая армия: история переворотов

Турецкая армия: история переворотов

Военные перевороты, репрессии, тайные организации и война в Сирии: турецкая армия уже давно существенно влияет на ход турецкой истории. «Газета.Ru» публикует отрывок из книги «Турецкая военная машина: сила и слабость», которая готовится Центром анализа стратегий и технологий под редактурой Александра Васильева.
 
Реформы Ататюрка

Мустафа Кемаль Ататюрк сформулировал новую концепцию участия вооруженных сил в политической жизни страны. На армию возлагалась задача обеспечить безопасность республики от внешних и внутренних врагов, а также гарантировать проведение реформ и модернизации общества и экономики.

Таким образом, были созданы предпосылки для узаконенного вмешательства армии в политическую жизнь страны, хотя сам Ататюрк был убежден в том, что армия должна быть отделена от политики.
Вместе с тем офицерам было запрещено выставлять свои кандидатуры на выборах, а начиная политическую карьеру, они должны были уволиться из армии, как это когда-то совершил сам Мустафа Кемаль.

Для проведения своего модернизационного проекта Ататюрк в 1923 году создал Народно-республиканскую партию (НРП). В 1931-м НРП приняла программу, состоявшую из шести «стрел» (принципов кемализма): республиканство, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность. Эти принципы стали доктриной правящей партии, а в 1937 году были также закреплены в конституции (принята в 1924 году). С момента образования республики армия всегда провозглашала свою верность этим шести принципам кемализма.
 
Переход к многопартийной системе
 
В середине 1940-х годов во внутриполитической жизни Турции произошли важные изменения, связанные с переходом к многопартийной системе. В 1946 году Джелляль Баяр и Аднан Мендерес возглавили новую Демократическую партию (ДП). В 1950-м ДП одержала убедительную победу на выборах в парламент — Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). НРП заняла второе место.
 
Победа была достигнута благодаря критике нападок НРП на ислам, а также обвинению НРП в неэффективном управлении экономикой.

Вместе с тем еще в 1945 году среди турецкого офицерства появились тайные группы, планировавшие военный переворот с целью свержения диктатуры НРП и установления многопартийной системы. С приходом к власти ДП эти офицеры связывали надежды на перемены в социальном и экономическом положении военнослужащих, на проведение назревших военных реформ и омоложение командного состава. Однако ДП не оправдала их надежд.
 
Первый военный переворот
 
В конце 1950-х годов правительство ДП попыталось запретить НРП, что привело к массовым уличным беспорядкам и столкновениям сторонников этих партий. В ночь с 26 на 27 мая 1960 года солдаты анкарского гарнизона и курсанты военных училищ под руководством полковника Альпарслана Тюркеша захватили все административные здания в столице. Власть перешла в руки Комитета национального единства (КНЕ) во главе с генералом Джемалем Гюрселем. ДП была запрещена, ее лидер премьер-министр Мендерес и его сторонники осуждены и казнены.

Практически сразу после переворота в КНЕ выделились сторонники умеренного политического курса, ратовавшие за возвращение власти политическим партиям, и ультранационалисты, выступавшие за сохранение военной диктатуры.

В результате была предпринята чистка армии от радикалов и старых кадров, в ходе которой из армии было уволено более 5 тыс. офицеров, которых сочли неблагонадежными.


В 1961 году была принята новая конституция, в которой содержалось обоснование военного вмешательства 27 мая. 15 октября 1961 года были проведены новые парламентские выборы, однако НРП получила недостаточно голосов для формирования однопартийного правительства и вступила в блок с новой Партией справедливости (ПС).
 
Борьба за власть в 1960–1970-х годах. Второй военный переворот
 
После военного переворота 1960 года военные продолжали косвенно контролировать положение, сохраняя за собой пост президента страны. В 1965-м были проведены очередные выборы в ВНСТ, в ходе которых победила ПС. В ходе следующих выборов в 1969 году НРП снова оказалась не у дел, а большинство мест опять получила ПС. Одновременно в Турции появилось большое количество радикальных политических групп. Крупнейшими среди них были Народно-освободительная армия Турции, «Милли Герюш» («Национальный взгляд») во главе с Неджмеддином Эрбаканом и Партия националистического движения (ПНД) во главе с Альпарсланом Тюркешем. Эти и другие более мелкие партии в своей деятельности в конце 1960-х – начале 1970-х годов использовали заказные убийства, похищения людей и террор для достижения своих политических целей.
 
12 марта 1971 года начальник генштаба М.Тагмач опубликовал меморандум, в котором вооруженные силы требовали распустить неэффективное правительство Сулеймана Демиреля (основателя и лидера ПС) и сформировать надпартийное правительство, чтобы ликвидировать беспорядки и провести реформы. Подчеркивалось, что в противном случае ВС вынуждены будут вмешаться.

После этого правительство ушло в отставку, однако военные сохранили парламент, чтобы внести поправки в конституцию, а также не стали привлекать к суду членов ПС.

Армия ужесточила в стране цензуру прессы, запретила проведение забастовок, митингов, провела серию арестов политических активистов.
 
Третий военный переворот
 
После выборов в парламент в октябре 1973 года власть снова перешла к партиям. Большинство мест получили НРП, ПС, ПНС (Партия национального спасения под председательством Эрбакана, выступавшая за возрождение ислама в Турции) и ПНД. Ни одна партия не получила большинства голосов, за 1974–1980 годы сменилось семь коалиционных правительств.

К концу 1970-х годов на фоне экономических трудностей и правительственного кризиса в Турции снова начинаются кровавые политические столкновения.

После того как призыв к политическим лидерам объединиться для преодоления кризиса оказался безрезультатным, 12 сентября 1980 года был совершен военный переворот. Власть перешла к Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба генералом Кенаном Эвреном. Было сформировано надпартийное правительство. Существующие партии решено было распустить, арестовать их лидеров и передать все партийное имущество в казну. Однако члены ПС и НРП почти не подверглись репрессиям. Основной удар был обрушен на ПНС (Эрбакан) и ПНД (Тюркеш).

Были усилены цензура в СМИ и контроль за университетами, которые считались главными центрами распространения левых идей.
 
Сразу после переворота военные заявили о твердом намерении восстановить гражданское правление. В октябре 1981 года начал работу учредительный парламент, состоявший из СНБ (как верхней палаты) и консультативного совета в составе 160 назначенных генералами членов. Был подготовлен проект новой конституции, которая была принята в результате всенародного референдума в ноябре 1982-го.

На всенародном референдуме президентом был избран Кенан Эврен сроком на семь лет.
 
Согласно новой конституции, президент получал право распускать парламент, созывать заседания кабинета министров, объявлять военное положение в стране, назначать высших должностных лиц исполнительных и законодательных органов власти, председательствовать на заседаниях СНБ. Введение таких широких полномочий президента было связано с чрезвычайно тяжелой внутриполитической обстановкой в стране. Конституция запрещала политическим партиям создавать юношеские и женские отделения, устанавливать связи с другими общественными организациями. Бывшим партийным лидерам было запрещено участие в политической деятельности в течение 10 лет.

Военные не разрешили воссоздания старых политических партий и потребовали, чтобы в выборах в ноябре 1983 года участвовали новые партии.
 
Перезагрузка партийной системы
 
В ходе подготовки к выборам новые партии, их уставы и программы подвергались строгому контролю военных на предмет их соответствия положениям новых законов. К выборам были допущены только Партия Отечества (ПО) во главе с Тургутом Озалом, Народническая партия (НП) во главе с Неджетом Джальпом, ставшая правопреемницей НРП; Национал-демократическая партия (НДП) во главе с отставным генералом Тургутом Сунальпом (распустилась в 1986-м). Победила ПО, получившая достаточно мест в парламенте, чтобы сформировать однопартийное правительство.

В 1984 году была создана Партия верного пути (ПВП), ставшая наследницей ПС. В том же году была создана Социал-демократическая партия, которая вскоре объединилась с НП и образовала Социал-демократическую народническую партию (СДНП). Была создана также Демократическая левая партия (ДЛП), которая претендовала на то, чтобы быть преемницей НРП. Появилась и происламская Партия благоденствия (ПБ), наследница ПНС. Была также воссоздана ПНД, правда, немного под другим названием — Партия националистической деятельности. В 1987 году был отменен запрет для бывших партийных лидеров на участие в политической жизни. И снова во главе партий встали старые вожди: Демирель (ПВП) (в 1990-х его сменила на этом посту Тансу Чиллер), Бюлент Эджевит (ДЛП), Эрбакан (ПБ) и Тюркеш (ПНД).

В 1991 году в результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство ПВП-СДНП. Однако раскол в коалиции привел к тому, что на выборах в парламент в декабре 1995 года победила происламская ПБ. Вскоре после распада коалиции распалась и СДНП, вместо которой была образована НРП как партия-преемник принципов Ататюрка. Правительственный кризис продолжался до июня 1996 года, когда Эрбакану удалось договориться с Чиллер о создании коалиции.

С этого момента начинает возрастать влияние ПБ, а ее лидер стал предпринимать некоторые шаги для ограничения «чрезмерного западного влияния».

Его попытки наладить отношения с Ливией и Ираном, а также предложения его помощника по партии Абдуллаха Гюля создать общий исламский рынок, исламский таможенный союз, вызвали недовольство военной верхушки. На заседании СНБ 28 февраля 1997 года были приняты рекомендации властям о необходимости запрета ПБ как угрозы светскому режиму, правительству был направлен соответствующий меморандум. 22 февраля 1998 года Конституционный суд принял решение о роспуске ПБ. Эрбакану все же было запрещено в течение пяти лет заниматься политической деятельностью.
 
По итогам очередных выборов 2002 года к власти пришли воссозданная НРП и идейная наследница партии Эрбакана Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с Абдуллахом Гюлем, заявившая о себе как о партии умеренного ислама. ПСР набрала большинство голосов и сформировала однопартийное правительство.

Во главе его встал Гюль, который в марте 2003 года уступил место премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану.
 
Турция 2007–2008: история повторяется?
 
В апреле 2007 года на пост президента Турции был выдвинут представитель происламской ПСР Абдуллах Гюль. Генералитет Турции болезненно отнесся к перспективе того, что наряду с постом премьер-министра исламисты займут и пост президента. 27 апреля в парламенте, который, по конституции страны, избирал президента, состоялся первый тур президентских выборов. В тот же день, накануне голосования, на сайте генерального штаба Турецкой Республики появилось заявление о том, что в ходе выборов ставится под сомнение светский путь страны. Оппозиция, кроме того, утверждала, что для принятия решения о кандидатуре президента требуется кворум в 367 человек. Оппозиционные партии не пришли на заседание, и ПСР (357 мест в парламенте из 550) не удалось набрать необходимого количества в 367 голосов.

Под нажимом военных Р.Т. Эрдоган обещал выдвинуть на пост президента компромиссного кандидата. Но в последний момент премьер согласился с повторным выдвижением Гюля, чтобы продемонстрировать рядовым членам своей партии из сельских районов и городских низов способность противостоять давлению военных и светской элиты. 6 мая прошел второй тур выборов президента, в ходе которого также не удалось набрать необходимого числа участников. Вопрос о кандидатуре нового президента был окончательно решен 28 августа голосованием простого большинства членов парламента, которым стал Абдуллах Гюль.

В июне 2007 года разразился скандал, связанный с хищением боеприпасов отставными военными.
 
В процессе расследования выяснилось, что подозреваемые в хищении участвовали в тайной организации «Эргенекон». Эта организация была создана для теневого управления политическими процессами в стране, используя методы террора, похищения людей, шантажа, устранения неугодных.

В течение июня –- июля 2007 года были осуществлены первые волны арестов, было задержано несколько отставных военных, криминальных «авторитетов», бизнесменов и журналистов.

В течение семи месяцев прокуратура и суд изучали материалы дела, вели допросы подозреваемых и свидетелей. 22 февраля и 22 марта прошли новые серии громких арестов. На этот раз арестованы были как отставные, так и действующие высокопоставленные генералы и офицеры, известные журналисты и общественные деятели, политики. Количество арестованных шло на десятки. Сотни человек вызвали в качестве свидетелей.

В марте 2008 года генеральный прокурор Турции А. Ялчинкая обратился в Конституционный суд с просьбой о запрете правящей ПСР в связи с тем, что ею подрывались основы светскости в стране. Суд отказал: из 11 его членов за запрет партии проголосовали лишь шестеро судей (из семи необходимых). Такое решение, с одной стороны, позволило избежать правительственного кризиса, вмешательства военных и ухудшения экономического положения в стране. С другой стороны, руководство ПСР показало, что оно может противостоять давлению армии. Некоторые наблюдатели связали решение КС с результатами новых арестов по делу об «Эргенконе», которые прошли в канун рассмотрения вопроса.

Аресты подозреваемых в участии в Эргенеконе продолжились с июля 2008 года по январь 2009-го. В ходе арестов разгрому подверглись разведывательные и контртеррористические структуры турецкой жандармерии и армии. Само дело распалось на ряд более мелких эпизодов и процессов. В целом под каток репрессий попали те, кто мог оказать влияние на формирование общественного мнения, а также действующие и отставные офицеры, генералы и адмиралы. Были вскрыты многочисленные случаи незаконной торговли оружием, участия спецназа жандармерии в политических репрессиях против национальных и религиозных меньшинств. Были обнаружены многочисленные документы, свидетельствовавшие о планах подготовки госпереворотов.

Процессы над участниками «Эргенекона» были восприняты в турецком обществе неоднозначно, отмечалось множество процессуальных нарушений, нестыковок.
 
Репрессии против военных и обострение отношений Турции с ее соседями
 
В начале 2010 года прокуратура Стамбула на основании материалов «Эргенекона» начала расследование в отношении высокопоставленных генералов и адмиралов, планировавших в 2003 году военный переворот под кодовым названием «Кувалда» в связи с победой на выборах ПСР, но под давлением тогдашнего начальника Генштаба Турции Хильми Озкока заговорщики не решились на выступление. К 2012 году в качестве свидетелей по делу было опрошено более 365 человек, 325 из которых (в основном генералы и адмиралы) получили реальные тюремные сроки.

По итогам дел «Эргенекон» и «Кувалда» турецкая армия лишилась примерно 17% офицерства. Это нанесло большой урон боеспособности турецкой армии.

Однако в июне 2014 года турецкий суд освободил 234 офицера из-под стражи, признав, что в ходе следствия были нарушены правовые нормы, а часть доказательств не заслуживает доверия. Это, вероятно, было связано с острой потребностью в профессиональных военных кадрах, способных вести военное планирование.

В марте 2014 года в турецкую прессу была организована утечка аудиозаписи секретного правительственного заседания, в котором участвовали тогдашний министр иностранных дел А. Давутоглу, начальник генерального штаба ТР Яшар Гюлер и директор национальной разведывательной службы Турции (МИТ) Хакан Фидан. Обсуждалась организация провокации против турецких военных, что должно было стать поводом для турецкого вторжения в Сирию. Однако после публикации аудиозаписи в YouTube вторжение было отложено. Тем не менее наступил кратковременный период примирения с опальными военными.

После неудачных для ПСР выборов 7 июня 2015 года снова начали циркулировать слухи о подготовке турецкими военными и политиками вторжения в Сирию, чтобы воспрепятствовать созданию там независимого курдского государства. На заседании Высшего военного совета Турции 30 августа 2015 года ряд высших офицеров, ранее находившихся под следствием по делу о подготовке госпереворота, были официально реабилитированы, а некоторые даже получили повышение по службе. Давутоглу обсудил с генералитетом вопросы готовности Турции к региональной войне.

Согласно утечкам информации в западной прессе, вторжение турецких войск должно было начаться на участке сирийской территории между населенными пунктами Джерабулус и Азаз. Целью вторжения было предотвратить создание курдского государства, продемонстрировать борьбу с ИГИЛ (запрещено в России. — «Газета.Ru») и создать буферную зону на приграничной с Турцией территории Сирии (до 30 км в глубину сирийской территории и до 110 км в длину), чтобы разместить там беженцев, угрожавших социальной стабильности внутри Турции.

По предварительным расчетам, вторжение должно было произойти в середине декабря 2015 года. Однако вступление российских ВКС в боевые действия в Сирии смешало карты турецкого руководства.

В феврале – марте 2016 года турецкие СМИ активно призывали население быть готовыми к вмешательству в ситуацию в Сирии, где нужно помочь оппозиции справиться с Асадом. По-видимому, планы военного вторжения были перенесены на весну.
Но неожиданное объявление В.В. Путина о выводе части российских войск из Сирии опять вызвало замешательство у турецкого руководства.

Генералитет тем не менее не забыл и не простил своего позора во время судебных процессов. В условиях социальной, военно-политической и экономической нестабильности в Турции у офицерства появлялся шанс вновь вернуться к власти и покончить с ненавистными партией и правительством.
 
 


 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх