Новостной обзор

#Событиядня 24.03.2017
86
#Событиядня 22-23.03.2017
55
#Событиядня 21.03.2017
106
#Событиядня 20.03.2017
115
Разрывы в доходах и работающая бедность
170

Лента новостей

13:49 26-03-2017
Пентагон заявил об уничтожении известного боевика "Аль-Каиды"*
13:40 26-03-2017
Взрывы на складе боеприпасов под Харьковом продолжились
13:38 26-03-2017
Глава Нацбанка Украины рассказала об угрозах со стороны олигархо
13:34 26-03-2017
Британский министр пожаловалась на шифрование в мессенджерах
13:26 26-03-2017
В Крым приехали бизнесмены и политики из Германии
13:10 26-03-2017
Украина назвала условие участия России в «Евровидении»
07:42 26-03-2017
США ввели санкции против российских компаний
15:50 25-03-2017
Спецслужбы Белоруссии обезвредили националистов из «Белого легиона»
14:39 25-03-2017
Срочно: Украина направила на Минский Майдан бригады боевиков-нацистов
13:46 25-03-2017
Ляшко появился с косой Тимошенко на голове
09:51 25-03-2017
Саакашвили стал ведущим на украинском ТВ
07:55 25-03-2017
Под свист трибун: Сборная России проиграла Кот-д'Ивуару в товарищеском матче в Краснодаре
07:49 25-03-2017
Прокуратура и полиция Москвы предостерегла граждан от участия в митинге 26 марта
17:08 24-03-2017
В сети оявилось видео убийства Вороненкова
16:57 24-03-2017
С трибуны Верховной Рады призвали к союзу Украины с террористами в Чечне
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » » Распад империи - трагедия народов

Распад империи - трагедия народов


 Распад Советского Союза – не только грандиозная  политическая катастрофа, но и настоящая трагедия народов, поскольку развал страны привел к бесчисленным несчастьям: ужасающей нищете окраин, переломанным судьбам, бегству населения, наконец, к кровавым этическим конфликтам. И ради чего? Для того чтобы ничтожная часть националистически настроенных политиков, смогла сменить хозяина, ощутив на своей цыплячьей шее вместо дряхлой «руки Москвы» железную длань Вашингтона.

     Двадцать пять миллионов русских людей в один миг оказались чужими в новых независимых государствах. Тогда с ними попрощались, причем в очень жесткой форме, указав на дверь: «Чемодан – вокзал – Россия». Может быть причина бытовой русофобии скрыта в истории? В начале 30-х годов ХIХ века Российскую империю посетил французский дипломат маркиз Астольф де Кюстин, написавший позже путевые записки, ставшие чрезвычайно популярными на Западе. В этих «Записках» очень многословно и подробно доказывается тезис о том, что Россия варварская страна (он ввел ярлык «тюрьма народов»). Но почему? Аргумент фактически один: «в высшем свете и на больших императорских приемах среди европейских лиц и блестящих мундиров присутствуют смуглые и узкоглазые «дикари», причем одеты они не только в диковинные варварские наряды, но и в военную и статскую форму русской службы, награждены орденами, удостоены чинов, именуются князьями и принцами. 

      С точки зрения европейского обывателя позапрошлого века, в русской столице происходили чудовищные пакости. Дикарей не только считали людьми, но принимали как своих, как равных! В то время любой здравомыслящий француз, англичанин и немец воспринимали подобную информацию с содроганием омерзения, ведь чернокожие, желтокожие, краснокожие и прочие непохожие на них представители рода человеческого считались своего рода вредными животными хуже обезьян. Обезьяны хотя бы забавны, а дикари опасны…

      Совершенно неправильно считать расистские сочинения маркиза де Кюстина историческим курьезом, поскольку данная идеология затем хорошо послужила Западу во время Крымской войны и до конца ХХ века, т.е. имела вполне реальные последствия. Русские великие князья, а затем цари, императоры и генеральные секретари   действительно сильно отличались от всех современных им европейских и азиатских монархов или президентов тем, что с поразительной справедливостью и человеколюбием относились к иноплеменникам, волею судей ставшим их подданными. Независимо от их расового и национального происхождения. Если бы они такие милости расточали собственному русскому народу – им бы цены не было.

      Например, за любыми инородцами легко признавались права на запись в дворянское сословие или княжеский титул. Накануне революции по статистике в империи насчитывалось около 150 неугасших русских княжеских родов и около 500 княжеских фамилий иноплеменников. Безусловно среди сотен князей, пришедших с гор Кавказа и из степей Сибири встречались и действительно знатные, скажем, потомки Византийских императоров Комнинов - грузинские  князья Андронниковы, но большинство из них княжили над одним аулом, подобно предкам знаменитого режиссера Андрея Тарковского, чей род владел беднейшей горной деревней Тарки. Все равно к ним относились с подобающим уважением, именовали «ваше сиятельство», записывали в «бархатные книги» дворянства и назначали на ответственные должности, соответствующие титулу. В «европах» людей с подобным происхождением не пускали дальше приемной младших чиновников министерства колоний. В России инородцев облагали необременительным налогом – ясаком  или не облагали вообще. Они считались находящимися под особым покровительством монарха, поэтому обижать их категорически запрещалось.

      Сохранилось розыскное дело заведенное томским воеводой против первооткрывателя Чукотки казака Атласова. До властей дошли только слухи о чинимых им безобразиях, а сибирский начальник уже пообещал землепроходца повесить. Томский воевода был мужчина серьезный и слов на ветер не бросал, да только Атласов перебрался в Америку, куда длинная рука закона в те годы не доставала. Кстати казак в этом конфликте виноват только отчасти, поскольку чукчи в те годы были крайне воинственным племенем… все равно инородцев обижать запрещалось. Их практически никогда не казнили по суду, даже если они участвовали в мятеже против русского царя. Безусловно, если башкир, поляк, лезгин или чеченец в оружием в руках выходили на поле боя, то в сражении их не жалели, а вот пленных пытались либо «замирить», либо отправляли в ссылку под надзор в дальние губернии. Уж насколько подло поступили восставшие поляки во главе с Тадеушем Костюшко (в конце XVIII века), захватившие русских солдат спящими и перерезавшие безоружных воинов, однако и их простили, а самого Костюшко отпустили в Париж, даже дали денег на жизнь.

      Были исключения из общего правила? Безусловно! Адмирал Лазарев превратил в щебенку прибрежные аулы, поскольку во время высадки на Черноморском побережье турецких войск в спину русским солдатам из них метко стреляли горцы прежде «замиренные» и клявшиеся в дружбе на Коране. Лазарев, еще мичманом, проходил стажировку в английском военном флоте, научился там не только судовождению и не привык церемониться  во время боевых действий, особенно если под его командованием имеется эскадра стодвадцатипушечных линейных кораблей. Граф Муравьев без жалости вешал польских партизан – «жандармов» во время восстания 1863 года, поскольку эти, с позволения сказать, повстанцы захватывали мирные белорусские села и устраивали публичные массовые казни крестьян.

      Среди народов российской империи особое место занимают, пожалуй, только русские раскольники и иудеи. Официальный антисемитизм и пресловутую «черту оседлости» из истории не вычеркнуть, однако на бытовом уровне острые межэтнические отношения были у евреев только на Украине и в Молдавии, где между ними и проживавшими там народами были давние счеты и непрощенные обиды, а в русских губерниях об этой проблеме стали задумываться только в период массового террора накануне I русской революции, в котором еврейская молодежь принимала очень горячее участие. Религиозной (а не национальной) дискриминации в Российской империи подвергались только иудеи и православные-староверы. Однако в законах направленных против верующих иудеев и раскольников было столько «прорех», что пришлось построить хоральные синагоги в Москве и Санкт-Петербурге. Церкви для староверов там построили  только после снятия запрета в 1909 году. 

      Ограничения в перемещении (именуемые «чертой оседлости») не касались купцов I и II гильдий, поэтому родной отец будущего генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова, предприниматель Файненберг, владел огромным домом в Москве, а дедушка супруги В. Высоцкого Марины Влади, банкир Поляков (из русской «ветви» Ротшильдов), если бы захотел, то скупил бы половину Петербурга. Можно было мнимо креститься в лютеранство, как поступил поэт О. Мандельштам, купить паспорт румынской подданной на Молдаванке в Одессе (именно так сделала известная авантюристка и воровка Софья Золотая Ручка). Можно было перейти в Православие  и стать адмиралом П.С. Нахимовым или академиком Д.И. Менделеевым. Наиболее экстравагантные дамы выправляли себе «желтый билет» - право на легальные занятия продажной любовью и ехали в столицу. Не в публичный дом, естественно, а учиться на Бестужевских курсах. За такое самопожертвование их страстно любили романтические юноши. Известный революционер лейтенант П.П. Шмидт (из прибалтийских немцев) даже ушел со службы, чтобы жениться на подобной мнимой проститутке, что не помешало его сыну (реальному, а не комедийно-книжному) стать морским офицером, сражаться на стороне белых и эмигрировать вместе с флотом в Бизерту.

     В качестве информации для размышления стоит отметить, что при организации собственного еврейского государства Израиль его основатели повторили против арабского населения практически все антисемитские законы российской империи, только более последовательно и твердо. Нынешняя палестинская «черта оседлости» стала буквально  стеной, разделяющей места проживания двух семитских народов (арабы относятся к семитской этнической группе).

     При всей сложности нынешних межэтнических отношений, на мой взгляд, нельзя опускаться до феодальной европейской расовой непримиримости «превосходства белого человека». Однако нельзя впадать и в другую крайность – проповедовать советскую безоглядную братскую любовь между народами. Как показывает исторический опыт: и чрезмерная ненависть, и слепая дружба очень сильно развращают соседей. 

      Имперские прядки были гораздо более прагматичными и, прежде всего, требовали от должностных лиц  неукоснительного, буквально буквоедского, выполнения законов, если дело касалось национальных меньшинств. По впечатлениям датского писателя Георга Брандеса, русский таможенный чиновник в Польше (в 1887 году) выглядел абсолютно бесчеловечно, поскольку не брал взяток и имел полномочия вышвырнуть из страны любого человека просто намекнувшего на подкуп. Кроме того, таможенник знал и абсолютно точно выполнял все инструкции, касающиеся запрещенных и ограниченных к проводу вещей (иногда эти инструкции, особенно по отношению к литературе, казались датчанину надуманными и глупыми). 

      Парадокс состоял в том, что тот же чиновник таможни, переведенный из Лодзи в Калугу или Москву, становился жизнелюбом и мздоимцем, не боящимся ни гнева начальства, ни Божьего суда. И еще одно: русской службой и своей страной потомки бывших инородцев гордились больше чем славными предками. Скажем, у князей Юсуповых в предках числился Чингизхан, Тамерлан и сам пророк Мухаммед, а они упорно отдавали своих юношей в кавалергарды и не помышляли о троне в Мекке. Среди славных  дворянских родов трудно найти такого, чьим основателем не был бы татарский мурза. Державин, Чичерин, Мичурин, Рахманинов составили славу нашей страны именно потому, что их прадеды пришли в Москву, служили не из-за страха, а по совести. Да что говорить! Композитор Рахманинов – это не деятель современного шоу-бизнеса. Даже в эмиграции,  лишенный Отечества, он молился за свою страну, собирал деньги на войну с фашистами и никогда, даже в минуты горьких разочарований, не отрицал своей русскости.
 
Все по теме: история, идеология

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх