Если кто-то считает, что законопроект содержит какие-то расчеты последствий реализации этой инициативы, то он заблуждается. Все подобные расчеты — это глупости для "недоевропейцев". Европейской Украине достаточно следовать в фарватере решений, принимаемых Евросоюзом, иногда забегая вперед. Собственно, и в данном случае наиболее мощным аргументом в пользу принятия законодательных изменений являются задачи транспортной политики ЕС по сокращению использования автомобилей на традиционных видах топлива в городах до 2030 года наполовину и по отказу от них до 2050 года.
В случае принятия закона в полную реализацию его требований в обозначенные сроки не верится. Целью же непосредственно авторов документа скорее является получение и освоение какого-нибудь кредита или гранта по факту его принятия.
Кроме ссылки на транспортную политику ЕС, в пояснительной записке к законопроекту содержится сомнительное утверждение о том, что "90-95 процентов выбросов загрязняющих веществ в воздух приходится на автомобильный транспорт с двигателями внутреннего сгорания, за исключением индустриальных мегаполисов, в которых к загрязняющим выбросам от автомобильного транспорта дополнительно добавляются вредные выбросы промышленного значения".
Между тем после десятикратного подорожания газа и массового перехода населения на отопление дровами, углем и прочими видами твердого топлива даже в совсем неиндустриальных мегаполисах Украины смог над городами с большой долей частной застройки стал обычным явлением в отопительный период. И это только один пример. На самом деле, и тут расчетов явно никто не делал, цифры взяты с потолка, какие-либо ссылки на подтверждающие их исследования отсутствуют.
Примечательно и то, что с 2027 года планируется запретить ввоз и первую регистрацию бывших в употреблении легковых машин и автобусов с дизельными двигателями. Тогда как подержанные грузовые автомобили, колесные тягачи и специальная техника продолжат ввозиться и регистрироваться без проблем до 2030 года. Видимо, они более экологичны.
Не говоря уж об автомобилях Вооруженных сил Украины и других воинских формирований — на них вообще новый закон распространяться не будет.
Кстати, закон не будет действовать в отношении автомобилей с двигателями внутреннего сгорания еще в трех случаях:
— при их регистрации на фермерские хозяйства — но с оговоркой: на таковых нельзя будет ездить по дорогам общего пользования;
— при получении в порядке наследования;
Но на деле все это мелочи на фоне того, что украинская постмайданная власть сама же семь лет крышевала нелегальный ввоз в страну более трех миллионов единиц (а по некоторым оценкам — и более четырех миллионов) подержанных легковых автомобилей из Европы. Нимало не заботясь об экологии, украинские чиновники сделали страну прибежищем автохлама. Чему, кстати, очень радовалась и Европа, нахваливая Украину за открытость автомобильного рынка. Каковая, к слову, окончательно добила местное автомобилестроение.
А когда лавочку с эксплуатацией нелегальных авто на иностранных номерах власти попытались прикрыть и заставить владельцев зарегистрировать автомобили согласно украинскому законодательству с уплатой необходимых налогов, получили бунт. Который изрядно власть напугал, в результате чего условия регистрации на законодательном уровне несколько раз делали все более льготными. Однако и сейчас по стране колесят и коптят небо десятки, а скорее — сотни тысяч легковых авто с польскими и литовскими номерами, которые на Украине называют "евробляхами".
Дело при этом не ограничивалось ввозом только бэушных легковых автомобилей. На Украину было ввезено огромное количество подержанной сельскохозяйственной техники, автобусов и микроавтобусов (включая используемые в качестве общественного транспорта), грузовых автомобилей, специальной техники и так далее.
В свете требований закона возникают сразу два вопроса:
1) Как украинская власть собирается подавлять возможный бунт автомобилистов, если не смогла справиться с недовольством даже небольшой их части?
2) Чем будут замещаться выбывающая сельскохозяйственная и специальная техника, грузовые автомобили, автобусы и микроавтобусы, если денег на приобретение новой техники нет ни у частного бизнеса, ни в местных и региональных бюджетах?
Далее, в законопроекте никак не упоминается Украинская железная дорога. А ведь она потребляет более десяти процентов всего дизеля в стране. При этом тяговый состав ее настолько изношен, что доля в объемах выбросов, наверное, раза в два больше. Выходит, что железная дорога экологии не вредит?
Никоим образом не рассмотрены и экономические проблемы, связанные, в частности, с имеющейся инфраструктурой автозаправочных станций и инфраструктурой заряжающих мощностей для электромобилей, которую только необходимо создать (она находится в зачаточном состоянии). В европейских планах имеется корреляция в сворачивании первой и развертывании второй, включая программы поддержки. При этом вовсю развивается еще и выпуск электромобилей, который застолбит за европейцами создание добавленной стоимости на территории ЕС. На Украине этим, видимо, займется "рука рынка". Она же как-то закроет сокращающиеся рабочие места и выпадающие доходы бюджета.
И уж совсем прекрасно, когда Министерство инфраструктуры готовит законопроект по фактическому прекращению использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а государственный Шебелинский НПЗ объявляет о планах по двукратному увеличению объемов производства бензинов к 2025 году.
Резюмируя, можно сделать вывод, что речь идет об очередной маниловщине, практически не имеющей шансов на реальное воплощение. Тем не менее принятие законопроекта приведет к появлению очередных юридически имплементированных обязательств Украины перед внешними игроками. А появление все новых и новых обязательств точно не способствуют укреплению ее позиций на международной арене.