С фамилией Антонов в нашей стране было связано много памятных событий и великих свершений. Начиналась история этого предприятия в Новосибирске в 1946 году, когда на авиационном заводе имени В.Чкалова было создано опытно-конструкторское бюро ОКБ-153. Главным конструктором был назначен Олег Антонов, который блестяще справился с первой же задачей для своего ОКБ. Это был практичный, и поныне популярный сельскохозяйственный самолет Ан-2, разработанный и изготовленный в самые короткие сроки. Уже в августе 1947 года первый экземпляр самолета поднялся в воздух.
В 1952 году принимается решение перевести ОКБ на Украину для упрощения логистики и производства самолетов. Антонов усиленно работает в эти годы над разработкой новейших турбовинтовых самолетов. Ан-8 и Ан-10 были подготовкой к очередному шедевру, сконструированному в недрах бюро – военно-транспортному Ан-12, который поднялся в небо в 1957 году.
Эта модель самолета производилась сразу на трех заводах в СССР, а с 1981 года и на территории КНР. Только в нашей стране было произведено 1248 подобных машин. За этот самолет Антонову было присуждено звание генерального конструктора.
Напряженная работа всех сотрудников предприятия дала жизнь таким популярным самолетам, как Ан-24, Ан-22 «Антей», Ан-28, Ан-72, Ан-74. В 1971 году конструкторы начали разработку тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан», который увидел небо в 1982 году. Увы, но даже великие конструкторы не бессмертны, в 1984 году Олега Константиновича Антонова не стало.
В ноябре этого же года предприятию было присвоено имя выдающегося конструктора. Конструкторское бюро продолжило традиции легендарного Антонова в самолете Ан-225 «Мрия», который до сих пор не имеет аналогов в мире.
После распада СССР украинские власти прекратили уделять должное внимание предприятию. Многие специалисты переехали в Россию, конструкторские бюро перестали получать финансирование. Да, разработки новых моделей ведутся, за прошедшие годы даже было выпущено несколько новых самолетов. Но это уже не тот легендарный «Антонов», который знал весь мир.
Самолеты производятся в единичных экземплярах из последних деталей. В связи с отказом Киева сотрудничать с российскими производителями, сборка самолетов в цехах на данный момент полностью прекращена. Невозможно ничем заменить более пяти с половиной тысяч производимых в России комплектующих, среди которых сложнейшее радиоэлектронное оборудование.
Со слов заместителя начальника отделения перспективных разработок предприятия Андрея Хаустова, в этом году не будет выпущено ни одного самолета.