Ядерный ответ России на недоговороспособность США

Россия намерена выйти из договора об утилизации плутония в США, условия которого были грубо нарушены американской стороной.
 
Законопроект, инициированный по данному вопросу Владимиром Путиным, в контексте сложившейся в мире обстановки выглядит весьма и весьма символично.

Проект федерального закона о приостановлении соглашения об утилизации оружейного плутония, инициированного президентом России, был официально обнародован 3 октября 2016 года. Несмотря на то, что в нём идёт речь вроде бы о частном случае межгосударственного сотрудничества, важность самой сферы ядерного оружия и общий политический контекст делают произошедшее заметным индикатором состояния отношений между США и Россией.

Соглашение об утилизации избыточного плутония было подписано между Москвой и Вашингтоном в 2000 году и предполагало ликвидацию 34 тонн опасного вещества с каждой стороны. В дальнейшем были подписаны отдельные протоколы, предусматривающие ответственность за нарушение договора и особенности утилизации плутония (её безвозвратность). С 2018 года должна была начаться непосредственная ликвидация избытков вещества, а до этого государства обязались создать соответствующую инфраструктуру. Россия свою часть договора выполнила - отдельное предприятие было готово к сжиганию отечественного плутония в реакторе. Американцы же попросту попытались нас обмануть, отказавшись от самой процедуры уничтожения вещества и заменив её на хранение в специальных контейнерах, из которых при желании его можно извлечь и снова превратить в "полуфабрикат" для создания ядерного оружия.

С американцами несколько лет пытались об этом говорить, но общий созданный США контекст международных отношений уже свидетельствует о том, что на данном этапе разговаривать с Вашингтоном, к сожалению, не о чем.

Поэтому предложенный президентом РФ парламенту законопроект предусматривает жёсткие условия восстановления действия приостанавливаемого соглашения, которые имеет смысл привести полностью:

"Действие Соглашения и протоколов к Соглашению может быть возобновлено после устранения Соединенными Штатами Америки причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению, при условии:

1) сокращения военной инфраструктуры и численности контингента войск Соединенных Штатов Америки, размещенных на территориях стран - членов Организации Североатлантического договора (НАТО), вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению;

2) отказа Соединенных Штатов Америки от недружественной политики в отношении Российской Федерации, который должен выражаться:
а) в отмене закона Соединенных Штатов Америки 2012 года (закон Сергея Магнитского) и направленных против России положений закона Соединенных Штатов Америки 2014 года о поддержке свободы Украины;

б) в отмене всех санкций, введенных Соединенными Штатами Америки в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц;

в) в компенсации ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате введения санкций, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении Соединенных Штатов Америки;

3) представления Соединенными Штатами Америки четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения".

Понятно, что американцы в обозримом будущем не откажутся сразу от всех элементов агрессивной недружественной политики в отношении России, выстраиваемой годами. Поэтому возобновления действия соглашения пока что ждать не стоит. Впрочем, как и других международно-правовых документов в сфере обороны и безопасности, приостановленных или де-факто замороженных по вине США.

Так, в 8 триллионов долларов оценивают ядерщики непосредственные убытки России от реализации "Соглашения между правительством РФ и правительством США об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия" от 1993 года, предусматривающего продажу Америке 500 тонн российского оружейного урана всего за 11,9 миллиарда долларов для нужд американской атомной энергетики. По некоторым данным, по итогам этой "сделки" РФ лишилась до 90% запаса своего оружейного урана, созданного с огромными усилиями и затратами Советским Союзом. В последние 15 лет он обеспечил 10% всей вырабатываемой Соединенными Штатами электроэнергии. Последнее судно с ядерным "сырьем" в рамках кабального соглашения ушло в США в 2013 году.

Под большим вопросом оказалось продление договора СНВ-3 о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанного Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Хотя реализация данного международно-правового акта привязывалась к отказу США от развития системы ПРО, предусматривающего вынос американских стратегических вооружений к российским границам, американцы требования договора, как известно, просто проигнорировали. Это в сочетании с акцентом американской стороны на развитии высокоточного и стратегического неядерного оружия начало смещать баланс силы в мире, поэтому свободное развитие российских ядерных военных технологий может стать для Москвы единственным вариантом защиты национальной безопасности.

В последние годы был расторгнут ряд соглашений в сфере координации правоохранительной деятельности и контроля за наркотиками. Последнее на фоне роста производства героина в оккупированном американцами Афганистане в 40 раз за 12 лет уже звучало просто как издевательство.

В контексте происходящего американцы стали сбрасывать маски. 3 октября они объявили о том, что приостанавливают взаимодействие с Россией по вопросу соблюдения перемирия в Сирии. Учитывая, как американские "партнёры" прикрывали с воздуха боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), взаимодействие фактически было провалено, но теперь, когда Вашингтон прямо отказался от сотрудничества с борющейся с терроризмом Москвой, это было подтверждено официально. Как некогда в Афганистане, американцы открыто перешли к поддержке международного терроризма.

Россия отказываться от борьбы с мировым злом явно не собирается. Fox News сообщает, что РФ впервые перемещает за границу систему ПВО С-300В4 "Антей-2500". Её компоненты якобы прибыли в Сирию в минувшие выходные.

"Антей-2500" способен противостоять любым самолетам и крылатым ракетам, и это свидетельствует о том, что наши военные готовятся к неприятным "сюрпризам с воздуха" - если не в отношении себя, то как минимум в отношении сирийских союзников.

Администрация Обамы, осознав, что Америка теряет роль мирового гегемона, идёт на безумные действия для подтверждения своего сомнительного статуса, причём стараясь принести при этом как можно больше политических разрушений, которые сделали бы невозможной нормализацию международных отношений даже после грядущих в США выборов. Возвращение к худшим традициям холодной войны состоялось. И нравится это кому-то или нет, но нам нужно отвечать "партнеру", превратившего себя в противника, соразмерно.

Условия, приведённые в законопроекте Владимира Путина, имеют косвенное отношение непосредственно к плутонию и, скорее, являются указанием на то, какой страной Россия видит США, чтобы можно было с ними возобновить сотрудничество. Понятно, что Вашингтон не пойдёт сейчас на их выполнение добровольно - это немыслимо для логики американской экспансии, однако Москва исходит из того, что наше дело предложить и озвучить. Это выглядит как задел на будущее - то самое, когда США превратятся из "исключительной" страны в "одну из".
 
Автор: Олег Полевой
Вернуться назад