Русский торговый путь: озвучен впечатляющий госплан по возрождению Каспия

Экономическое развитие Каспийского моря и прилегающих территорий фактически началось лишь в XX веке.

Однако в связи с тем, что для СССР оно являлось практически внутренним, развитие региона было несколько ограниченным.
Развивался рыболовный промысел, на побережье добывалась соль, а так же шла добыча нефти и газа. А вот с торговлей дела обстояли несколько хуже – единственным региональным партнёром был Иран, а о потоках товаров с запада речи и не шло. Но сейчас ситуация кардинально изменилась и Каспий готов раскрыть весь свой экономический потенциал, однако сперва регион нужно подготовить. Как раз этому и посвящён новый грандиозный план развития Каспийского бассейна, выложенный на сайт Министерства по делам Северного Кавказа.

По задумке государственных экспертов, к 2030 году необходимо превратить регион в крупную площадку, на основе которой рынок сам сформирует крупный узел международной торговли. Для этого необходимо в первую очередь обновить и расширить инфраструктуру, которая позволит доставлять к побережью из других частей России крупные поставки грузов. Соответственно, чтобы эти товары шли дальше, требуется превратить существующие порты, ориентированные преимущественно на рыботорговлю и перевалку нефтепродуктов, в торговые.
 
Очевидно, что торговый флот необходимо будет собирать и обслуживать на месте, следовательно потребуется как минимум одна крупная судостроительная верфь. По аналогичным связующим цепочкам разовьются и смежные отрасли, пусть не столь крупны, но каждая из них предоставит рабочие места и усилит экономику прикаспийского региона.

По сути дела, такой госплан учитывает почти все нюансы. Возникает только один вопрос – какие товары и куда будут идти через этот торговый маршрут? Очевидно, что основной поток грузов отправится в Иран, с которым у России масса совместных строительных проектов на территории этой развивающейся страны. Кроме того, Тегеран уже давно готовит почву для создания среднеазиатской зоны свободной торговли, куда могут быть включены Россия, Пакистан и Индия, что откроет перед российскими товарами лёгкий путь на бескрайний индийский рынок.
 
Москва готова поставлять на рынки Средней Азии продукцию металлургических предприятий, сельхозпродукцию и автомобили, легковые, а особенно грузовые. Для индийской лёгкой промышленности российский рынок тоже необходим. Это наиболее очевидные позиции, которые уже сейчас могут пойти через Каспий. Как и в случае со строительством портовой инфраструктуры, развитие торговли на одних направления непременно повлечёт подключение и других.

Кроме того, госплан включает и развитие не столь очевидно связанных направлений, например туризма. На побережье Каспия уже давно были обнаружены разнообразные целебные грязи и источники. Первые попытки превратить Каспийское море в новую всероссийскую здравницу предпринимались ещё в СССР, но плохая инфраструктура помешала воплотить эту идею в жизнь. Теперь же, когда развитие бассейна будет происходить за счёт торговых поступлений, развитие туризма станет куда проще.
 
Так, кстати, уже поступил Азербайджан, сравнительно недавно открытые курорты которого уже показывают отличные экономические показатели.

Как видно, развитый торговый узел на Каспии действительно востребован. А тот факт, что он станет ключевым пунктом в международном торговом маршруте показывает, что инвестиции окупятся довольно быстро. Такой подход даст региону второй шанс на становление стратегическим пунктом российской торговли.

Автор: Арсений Гурский
Вернуться назад