Большая Евразия и поворот на восток - необходимый вектор развития России

Евразийский Экономический Союз является очень молодым интеграционным объединением. Немногим более года назад, 1 января 2015 года, состоялся запуск союза. Тем не менее, большое количество аналитиков утверждают, что ЕАЭС уже столкнулся с многими проблемами и 2016 год будет своеобразной проверкой на прочность. Главные вызовы – расстройство инвестиционных планов, вызванное общим вхождением экономики в стагнацию, а в случае с Россией – в рецессию (ВВП в 2015 году снизился на 3,7%), а также, колоссальная девальвация национальных валют: в Беларуси – на 76%, в Казахстане – на 64%, а в России – аж на 118%.
   
Жесткая конфронтация с Западом из-за «войны за Украину» существенно подорвала интеграционный евразийский процесс, потому что наши финансовые власти не попытались защититься, не предприняли мер для расширения внутренней денежной массы, выделяя длинные кредиты. Наоборот, ставка ЦБ была повышена, что для промышленности полностью лишило смысла получения кредитов.
 
Три года назад можно было говорить, что рубль должен стать резервной валютой, но сейчас с такой волатильностью говорить о доверии к нашей валюте невозможно. Однако, несмотря на все трудности, потенциал интеграции все еще велик, т.к. ЕАЭС в отличии от ЕС исходит из признания суверенитета национальных государств, он гибкий и не предполагает вмешательства во внутренние дела, не предполагает давления «старшего брата» на «младшего брата».
   
В это же время устройство мира стремительно меняется, кризисные явления в мировой экономике лишь стимулируют это ускорение. На авансцену выходит новая модель мирового хозяйства – смешанная экономика, т.е. государственное планирование совместно с рыночной экономикой. Хотя она была предложенная еще в политической программе классических евразийцев, сегодня она прочно ассоциируется с «азиатской моделью». В прежних моделях главной задачей было извлечение прибыли, а сейчас в интегральном мироукладе есть цель повышения общественного благосостояния. Этой политики придерживается Китай: повышает народное благосостояние, государство не строго контролирует все сферы, а гармонизирует экономику, формируя планы развития. Эта модель абсолютно другая, она не подразумевает навязывание миру отсутствия таможенных границ и тотальной либерализации, ставка делается на долгосрочное сотрудничество по проектам, на создание добрососедских отношений на основе взаимного уважения. Пример данной политики мы можем видеть в сопряжении ЕАЭС и ЭПШП. Происходит формирование континентального экономического пространства для будущего развития, не как пространство для движения капитала, где будет «гулять» в основном американский капитал, а где будут реализовываться совместные проекты и задачи. В этом смысле ЕАЭС является истоком большой евразийской интеграции в рамках т.н. «Большой Евразии». ЕАЭС ведет активную работу со странами Азии, он также открыт к сотрудничеству с европейскими странами. Правда, в последнее время, процессы сближения России и ЕС очень тормозятся нашими американскими коллегами, которые продвигают свой проект трансатлантического партнерства.
 
Трансатлантическое торговое инвестиционное партнерство (ТТИП) – это соглашение о свободной торговле между США и ЕС, которое, по сути своей, подразумевает демонтаж национальных государств, создание большого экономического пространства, где регулирование происходит не просто на наднациональном уровне, а происходит вне государства вообще. Регулирование предполагается осуществлять через международный арбитраж и международные институты и суды, которые не будут подчиняться национальным правительствам, но которые будут манипулироваться из Вашингтона. Таким образом, формирование экономической политики переходит под контроль транснациональных капиталов, которые, в свою очередь, на 80% американские и связаны с эмиссией долларов ФРС. ТТИП не выглядит партнерством равных: есть один гегемон, а ЕС трансформируется в филиал США. Америка готова реализовать новый «план Маршала», выделять финансы странам Европы, в особенности восточноевропейским странам, с целью сворачивания их сотрудничества с Россией. Запад не желает воспринимать евразийскую интеграцию и готов пойти на многое, чтобы остановить этот процесс. Одна из таких акций была реализована на Украине. Страна стояла перед выбором о вступлении в Таможенный Союз, поэтому евро-атлантический блок силовой политикой сменил режим в стране и загнал ее в вассальное положение, где более не осуществляются суверенные решения, а исключительно после консультаций с Брюсселем и Вашингтоном.
   
В мире, где происходит быстрая смена мирохозяйственных укладов, Россия сейчас рискует быть зажатой между двумя центрами: трансатлантическим центром (старым) и азиатским центром (новым). В сложившейся ситуации Россия должна использовать все свои конкурентные преимущества. Для встраивания в новую мирохозяйственную систему государству нужно восстановить институты соответствующие новой системе:
 
1.стратегическое и индикативное социально-экономическое планирование;
2. кредитование производства на цели развития экономики;
3. широкое международное взаимодействие на основе конкурентного сотрудничества.
   
Эти меры должны способствовать вхождению государства в ядро новой мирохозяйственной системы на выгодных для нее условиях.
 
Иного варианта не существует. Россия либо уходит из трансатлантической (евро-американской) системы, что уже почти реализовано (по официальным заявлениям МИД России отношений с Западом «bussines as usual» больше не будет) и происходит вхождение в новую азиатскую интегральную систему, либо нас просто разорвут между двумя крупными центрами. Во избежание, разрыва между двумя мегацентрами нам нужно как можно скорее расширять экономическое сотрудничество, опираясь на ЕАЭС. Уже с середины XX века говорилось о создании евразийской зоны сотрудничества от Лиссабона до Дублина, идея, получившая развитие в трудах геополитиков 60-ых годов, в частности бельгийца Жана Тириара. Сейчас эту идею активно поддерживает российский президент Владимир Путин, говоря о "Большой Европе от Лиссабона до Владивостока". В данной политической обстановке реализация последних идей представляется маловероятным, но возможно построение зоны сотрудничества от Мурманска до Гонконга или, например, от Чукотки до Цейлона.
 
Артем Строкин
Вернуться назад