Заградотряды ОБСЕ

Стремление Киева получить контроль над границей с РФ становится главным тормозом выполнения Минских соглашений


На днях украинский президент Петр Порошенко пообещал, что Минские соглашения будут выполнены Киевом тогда, «когда контроль на украинско-российской границе перейдет к вооруженной миссии ОБСЕ и вторым этапом — к украинским пограничникам». То есть с точки зрения Киева, назначение ОБСЕ должно свестись к занятию пограничной территории и моментальной её передаче украинским военным. Похоже, Порошенко не терпится расставить «добробаты» вдоль границы с Россией и сжать повстанческие отряды в плотный мешок. Такая логика имеет право на существование, но она не имеет никакого отношения к «Минску-2».

В Минском протоколе указано, что «восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта» должно начаться «в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования» и лишь после проведения полноценной конституционной реформы. Контроль над выборами должно осуществлять бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. В документах «Минска-2» нет ни слова о вооруженной миссии ОБСЕ.

И тем не менее, в последнее время разговоры о такой миссии официально ведутся на международном уровне. Россия сразу же отреагировала на них, в лице Путина согласившись с идеей контроля линии разграничения и проведения выборов со стороны ОБСЕ с той лишь оговоркой, что миссии должны быть разными по функционалу. Тем самым Кремль опроверг бытовавшее среди некоторых европейцев мнение о недоговороспособности, продемонстрировав гибкость и адекватность. Украинская сторона этот жест не оценила и продолжает наставать на своём — безоговорочной передаче контроля над границей без принятия поправок в конституцию и до начала местных выборов. Россия с этим, безусловно, согласиться не может — данные шаги приведут лишь к гуманитарной катастрофе на юго-востоке Украины.

Россия сейчас как никто заинтересована в наиболее широком и объективном мониторинге происходящего в Донбассе. Относительно будущих выборов это означает формирование комиссии с делегированием в неё участников от различных государств-членов ОБСЕ, а также участие в процессе наблюдения представителей ополчения и Украины. Формат будущих выборов ещё подлежит обсуждению — будут они по пропорциональной или мажоритарной системе, с участием украинских партий или нет, с праймериз для местных кандидатов или без оных. Но одно очевидно — выборы должны состояться, ОБСЕ должна принять в них участие, подтвердив их легитимность.

Вопрос о военной миссии ОБСЕ остается открытым, причина в отсутствии прецедента как такового: в урегулировании конфликтов в европейском регионе ранее принимали участие лишь ООН и военно-полицейские силы ЕС. Ни те, ни другие по разным причинам не могут принять участия в событиях в Донбассе. Так что остается только вариант с ОБСЕ, который, скорее всего, и будет реализован. Однако, для гарантов минских соглашений необходима уверенность в том, что ОБСЕ способна сформировать такую миссию, и она окажется дееспособной. Тут ведь надо не за ящиками с бюллетенями смотреть, а за вооруженными силами и военной техникой. Кроме того, такая миссия потребует немалых затрат — для контроля зоны разграничения между республиками и Украиной потребуются хорошо подготовленные и специально экипированные кадры. В силах ли ОБСЕ их сформировать? Похоже, ответ на этот вопрос мы скоро узнаем.

Контроль над границей Украины и Россией должен перестать быть идеей фикс для Порошенко. ЕС сейчас находится в растерянности от воинственности украинского лидера, не отказывающегося от планов по захвату Донбасса. Президент опасается выглядеть в глазах правых политиков и их сторонников слабым — ведь это автоматически приведет к обвинению в предательстве. И это будет посерьезнее офшорного скандала и нападокОлега Ляшко.
 
Вот и вынужден украинский лидер срывать выполнение «Минска-2» и нагнетать обстановку. Можно с полной достоверностью утверждать, что введи ОБСЕ военно-полицейскую миссию как на линию разграничения, так и на границу с Россией, Порошенко начнет обвинять европейские структуры в работе на Кремль и требовать скорейшей передачи контроля над пограничными территориями Киеву. Лопнет или не лопнет терпение у европейцев, главе украинского государства наплевать — только жесткими действиями он может сохраниться на нынешнем посту. Потому что в современной украинской политике так: либо пан, либо пропал. А правая оппозиция вряд ли погладит Порошенко по головке, если он откажется от попыток вернуть Донбасс в состав украинского государства.

Единственное, что может заставить Порошенко провести конституционную реформу Украины и тем самым реанимировать процесс выполнения «Минска-2», так это давление наиболее влиятельных европейцев и США. Тут уже игра наперегонки: или европейцы сорвутся и помахают ручкой евроинтеграции с Незалежной, а в США изберут Трампа, которому до Украины нет никакого дела, или Порошенко успеет перегруппировать силы и начать последнее наступление на Донбасс.

Позиция России должна заключаться в радикальном неприятии военного сценария решения проблемы с Донбассом. Нельзя передавать контроль над государственной границей хоть украинским пограничникам и военным, хоть миссии ОБСЕ, пока не будет проведены демилитаризация территории, демобилизация, осуществлена амнистия, начата конституционная реформа и Донбассу не будет гарантирована автономия. Если речи о децентрализации не идёт, то киевское руководство можно смело обвинять в срыве минского процесса. А если так, то и убеждать Киев в скорейшем проведении реформ надо совершенно по-иному.

Дарья Мазаева

Вернуться назад