Игра нервов или как BREXIT становится котом Шредингера

Европейцы, наконец, выдохнули с облегчением. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила подписание торгового соглашения между ЕС и Британией. Можно сказать, буквально в последний момент, так как переходный период Brexit окончательно истекает 31 декабря 2020 года, после чего Лондон неизбежно выставлялся «на мороз» практически «в чем был».

Но пока совсем расслабляться еще рано. За оставшуюся неделю документ должен пройти утверждение в Европарламенте, Совете Евросоюза и британской Палате общин. Если первые два места являются скорее формальностью, то последнее еще вполне способно преподнести сюрпризы.

Посему, Соглашение все еще остается своего рода котом Шредингера. Оно вроде бы есть, но в любой момент может оказаться, что оно отсутствует. Ключевых проблем минимум три внешние и одна внутренняя.

Во-первых, Лондон четыре года упирался из-за нежелания платить недоимки по перечислениям в центральные фонды Кохезии. Общая сумма долга достигает 100 млрд евро или около 4% ВВП Королевства за 2019 год. Премьер-министр Ее Величества упрямо пытается сократить объем обязательств до 30 млрд, а лучше до 24.

Так как эти деньги уже учтены в доходной части бюджета ЕС на 2021–2027 год, там образовывается чувствительная дыра, компенсация которой ляжет на плечи шести стран-евродоноров, во главе с Германией. А никто из них раскошеливаться «за ту леди» не желает.
Будет интересно узнать детали достигнутого компромисса. И соотнести их с заявлением о том, что британский премьер выполнил все, что обещал гражданам Королевства. В том числе – «не кормить всяких нахлебников с востока».

Во-вторых, Британия желает «как-нибудь сохранить» неопределенный таможенный статус Северной Ирландии. Чтобы таможенная граница между Островом и Континентом проходила по Ирландскому морю, т.е. внутренней британской акватории, но чтобы в то же время Северная Ирландия подчинялась британским экономическим законам.

Как такое может быть на практике ни у кого из сторон понимания нет. На взгляд ЕС подобное создаст обширную серую зону, через которую в Евросоюз немедленно хлынет много контрабанды, чего Брюссель всеми силами стремится избежать.

Но пойти на создание таможенной границы между двумя Ирландиями не может Лондон, так как подобный шаг неизбежно обернется резким всплеском ирландского сепаратизма, способных вылиться даже в городскую партизанскую войну, сейчас королеве более чем не нужную.

Однако раз соглашение подписано, в этой части хотелок Лондон получить уникальную плюшку все-таки сумел. Британия из состава ЕС как бы вышла, но львиную долю прав, обеспечивавшихся членством, как-то сохранила.

В-третьих, лондонский Сити желает получить исключительное право продолжить банковские операции в Европе без перерегистрации как иностранные компании, на правах резидента ЕС. Британские банкиры за переходный период уже и так потеряли больше половины находившихся в управлении международных (европейских) капиталов, и не желают потерять остальное.

Словом, британцы как-то сумели и в этот раз добиться для себя особенной исключительности. До того считалось, что преференции предоставляются строго наличием клубной карточки, без которой «ты никто и звать тебя никак, пшел вон за дверь, жди в общей очереди».

Но и заплатить им также пришлось дорого. И еще не факт, что эту плату они потянуть сумеют. Дело в том, что юридически Британия из ЕС вышла, но все условия нового соглашения, исходят из того, что Лондон сохраняет за собой обязательство соблюдения внутренних юридических норм и правил Евросоюза. Иными словами, внутреннее британское законодательство ставится ниже внешних юридических норм. А именно ради сохранения независимости весь этот Brexit и затевался.

Сможет ли британский лев продолжить жить дальше с ногой, остающейся в капкане, - теперь самый большой вопрос. И как долго Брюссель способен мириться с серой зоной в Северной Ирландии – тоже. Но, тут уж «будем посмотреть».
Вернуться назад