Глубина политического кризиса в Армении. Взгляд с Запада

Армения находится в разгаре острого политического кризиса после того, как на прошлой неделе Генеральный штаб призвал премьер-министра Пашиняна уйти в отставку. Причиной послужили катастрофические потери страны в прошлогодней войне в Нагорном Карабахе. Многие в стране теперь гневно обвиняют в этом нынешнее правительство.

Внешние наблюдатели слишком упрощают ситуацию. В ходу версии о том, что это непопулярная попытка государственного переворота со стороны военных или, что кризис стал кульминацией народного восстания против коррумпированного и даже предательского правительства. 

С потерей Нагорного Карабаха многие жители обвиняют в этом фиаско нынешнее правительство. Власти же пытаются свалить вину на военных. Одновременно власти призывают всех успокоиться и урегулировать ситуацию мирным путем демократическими средствами в соответствии с конституцией страны, а не протестовать на улицах. Реальность, как обычно, находится где-то посередине между этими двумя крайними интерпретациями событий.

Теоретически премьер-министр Пашинян должен взять на себя ответственность за произошедшее в силу своего положения лидера Армении. Правда также и в том, что военные не выполнили свою задачу по сохранению контроля над признанными СБ ООН оккупированными территориями. 

Роль в конфликте  «глубинного государства»
На данный момент армянское общество глубоко разделено. Эти линии разлома еще больше усугубляются некоторыми членами «глубинного государства» страны.

Под термином «глубинного государства» подразумевается военная, разведывательная и дипломатическая бюрократия, которая существует во всех странах мира, то есть не только в Армении.

В случае с Арменией это движущая сила последних событий, о чем свидетельствует тот факт, что Генеральный штаб призвал избранного лидера страны уйти в отставку. По сути заявление военных является публичным вмешательством высшего военного руководства в политическую жизнь страны.

Линия разлома усугубляется отказом президента Армении, несмотря на просьбу премьер-министра Пашиняна, уволить начальника генерального штаба якобы на том основании, что это «неконституционно».

Еще один пласт «глубинных государственных» разногласий проявился после того, как Минобороны Армении выступило с заявлением, осуждающим вмешательство военных.

Проблемы цветной революции
Все это время люди продолжают протестовать в Ереване и даже разбили лагерь перед парламентом. Во всех смыслах и целях Армения переживает муки цветной революции. Пока нет достоверной информации задействованы ли в этом процессе иностранные силы, которые по иронии судьбы привели к власти премьер-министра Пашиняна. 

Он начинал как проамериканский актив в Армении, поддерживаемый Соросом, но, похоже, решил перестать быть их марионеткой после потери Нагорного Карабаха. Тогда дипломатическое вмешательство России спасло армянских военных от полного уничтожения. Прекращение огня официально сохраняется и по сей день. 

Несмотря на это, Пашинян является объектом гнева многих армян-патриотов и армян, пользующихся иностранной поддержкой, тем самым доказав, что массовое возмущение против его правительства вполне реально и ощутимо.

Ключевые вопросы
На Пашиняна злы не только обычные армяне, но и Генштаб, отсюда их вмешательство в политические дела страны. Однако среди военной фракции «глубинного государства», очевидно, существует разрыв между теми, кто поддерживает требования смены режима, и теми, кто считает, что вопрос должен решаться населением на избирательных участках. 

Непонятны роль и место  президента Армении, учитывая его отказ уволить начальника Генштаба. Возможно, он пытается делать все «по инструкции» или просто создает проблемы премьер-министру из-за тайных симпатий к военным. Поскольку ситуация продолжает накаляться, существует вероятность возникновения уличных столкновений, которые могут побудить военных вмешаться, чтобы «восстановить порядок».

Прагматическая политика Путина
Следует подчеркнуть, что Россия вряд ли будет вмешиваться, официально считая происходящее «внутренним делом» Армении.
 
Единственный интерес России - обеспечить, чтобы Армения продолжала соблюдать перемирие, подписанное при посредничестве Москвы в ноябре прошлого года, независимо от исхода нынешнего кризиса. 

Российское правительство придало легитимность своему армянскому коллеге, поддерживая диалог с его представителями с самого начала кризиса. Однако Москва не будет предпринимать никаких действий для обеспечения политического выживания сегодняшней власти, если военные свергнут ее. 

Москва может закулисно работать, чтобы способствовать мирному урегулированию этого кризиса, но она не будет оказывать какого-либо значимого давления ни на одну из вовлеченных сторон.

Досрочные выборы - реальное решение?
Компромиссным решением могло бы стать проведение внеочередных выборов, хотя премьер-министр Пашинян недавно отклонил этот вариант, несмотря на то, что ранее поддерживал его. Однако даже при таком сценарии трудно предсказать, будет ли процесс действительно свободным, справедливым и прозрачным, поскольку повсеместная коррупция в стране может привести к подтасовке результатов, которые, в свою очередь, могут спровоцировать еще большую напряженность на улице. 

Выборы - единственный законный способ разрешить этот кризис, поскольку отставка премьер-министра Пашиняна в ответ на требование Генштаба или его насильственное изгнание в худшем случае только дестабилизирует эту и без того хронически нестабильную страну. 

Основная проблема в том, что «глубинное государство» Армении само глубоко разделено, что не позволяет государству реагировать единообразно. Этот факт мешает стабилизировать ситуацию.

«Глубинное государство» в конечном итоге ответственно за то, что кризис достиг своей критической точки. Маловероятно, что ситуация улучшится в ближайшее время. Катастрофические потери Армении в войне в Нагорном Карабахе слишком травмировали многих ее жителей. Их годами и даже в разгар конфликта уверяли, что Армения сохраняет военное превосходство. 

Населению явно лгали, им манипулировали, выдавая желаемое за действительное. Это сделало потери еще более шокирующими, поскольку до сих пор они доверяли своим правительственным источникам информации.

Теперь все ищут виноватых вместо того, чтобы осознать, что это не так. Если бы Армения просто выполнила четыре резолюции Совета Безопасности ООН от 1993 года, призывающие ее уйти с оккупированной территории Западного Азербайджана, это даже не было бы кризисом.

Заключительные мысли
В любом случае время не обратить вспять. Что сделано, то сделано. Армянские военные после почти трех десятилетий потеряли контроль над территориями. 

Сейчас на карту уже поставлена политическая идентичность государства, поскольку Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы считались многими армянами де-факто частью их собственной страны. Именно поэтому потеря региона в их сердцах и умах равносильна потере части самой Армении. 

В таких сложных психологических обстоятельствах очень трудно представить себе, что премьер-министр Пашинян будет переизбран.

Несмотря на то, что сам Пашинян пришел к власти на уличной волне, политическое будущее Армении должно решиться на избирательных участках. В противном случае  возможная смена режима в Армении не будет по-настоящему легитимной. Без международного признания страна станет только более изолированной.
Вернуться назад