Кто есть кто в мире ислама и почему.

Этот вопрос глубоко безразличен немусульманам, но всвязи с Сирией многие волей-неволей сталкиваются с межисламскими междоусобицами и невольно спрашивают себя - а с какой стати у них такая вражда? 

Тем, кто об этом думал, но было лень вникать, коротко и буквально на пальцах, не вдаваясь в богословие ислама и его нюансы, изложу суть картины.

Богословские различия в исламе не главное. Главное - это то, что вопрос о дележе власти сразу после смерти Мухаммеда разделил его ближайшее окружение на непримиримые группы. 

При жизни Мухаммеда преследовали арабы-язычники, и потому он бежал с группой последователей из Мекки в город, который после принятия Мухаммеда стал называться Мединой. Дело в том, что у арабов изначально существовал нормальный для язычников пантеон богов, где Аллахом они называли верховного бога. И знаменитый Чёрный камень в Мекке был уже тогда символом поклонения арабов-язычников.
 
Мухаммед убрал весь корпус богов и оставил лишь человека и Аллаха, и назвал это исламом. То есть покорным одному богу. Единобожие язычниками отвергалось и Мухаммеду пришлось бежать. С ним бежало и его ближайшее окружение. В Медине у него были сторонники и они обеспечили ему приём и даже наделили его высшей властью. Оттуда Мухаммед потом начал поход на Мекку, где отомстил своим преследователям по полной программе. 

Умирая, Мухаммед нечётко выразился насчёт преемничества, чем заложил сразу повод для конфликта в своём окружении. Поскольку прежняя жена Мухаммеда умерла (а у него было несколько жён), большое влияние на него оказал его друг Абу-Бакр, молодая дочь которого Айша потом стала любимой женой Мухаммеда. 60-ти летнего Абу-Бакра Мухаммед попросил возглавлять молитвенные собрания и все так поняли, что он и есть главный преемник.
 
Однако перед смертью Мухаммед неоднократно называл преемником своего двоюродного брата и зятя Али. Али был братом одной из жён Мухаммеда, не Айши. Понятно, что между Айшей и Али сразу возникла конкуренция, впоследствии даже вылившаяся в вооружённые столкновения, которые Айша проиграла. Али дождался своего часа и некоторое время правил мусульманами, но в борьбе за власть Али в конце концов проиграл и власть потерял. В общем, как видите, с самого начала в исламе всё было очень непросто. 

С тех пор сунниты (живущие по Корану и Сунне - своду афоризмов Мухаммеда и его жизнеописанию) - это те, кто считает, что у власти в исламе могут и должны стоять не прямые родственники Мухаммеда, а те, кто наиболее авторитетен. Суннитов в мире большинство. Шиитами стали те, кто обвиняет суннитов в узурпации и захвате власти и нарушении заповеди Мухаммеда, что власть в исламе передаётся по родственному признаку и в этом есть воля Аллаха - просто потому, что люди могут ошибиться, а родство уже указывает свыше на то, кто имеет право на власть.
 
Естественно, обе стороны пытались обосновать свои расхождения юридически, и потому в исламе возникли огромные количества зафиксированных расхождений между суннитами и шиитами уже в практике богословия. Как обычно, возник риск утраты духа религии в пользу следования её букве. Как реакция на это возникло третье течение - суфизм. Это уклон в мистику, интуицию, зкстаз как средство богопознания.
 
Суфии считаются в исламе подозрительными  сектантами, ибо в экстазе чего только не воспримешь. Называть всё это откровением свыше - опасное дело. Естественно, каждая сторона собирает свидетельства в свою пользу и против оппонентов. Так и живут столетиями. 

Все знают, какие страны ислама принадлежат к суннитам, а какие к шиитам. Но суфзм имеет в некоторых суннитских странах сильные позиции и традиционно влияет на их политическую жизнь. Так в Афганистане и Ливии до убийства Каддафи правили лидеры суфийских орденов. В Средней Азии суфии так же традиционно сильны. Распространён суфизм на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, Чечне, Ингушении и Кабарде, среди лезгинов и черкесов. Помните чеченский зикр - трансовое хождение мужчин по кругу перед битвой? 
 

Это почти суфийская практика, а точнее, пришедшая в ислам от древних языческих практик чеченцев. Боевые плясы народов, вводящие в боевой транс, известны с древности. Нечто аналогичное есть и у наших казаков, но это так же ни в коем случае не является ортодоксальной христианской практикой. Это отголосок язычества и его оккультных практик. 
 

В этом смысле казаки в православном христианстве находятся в положении, похожем на суфизм в исламе. 
 

Поскольку народы Кавказа традиционно придерживаются шафиитского и ханафитского мазхабов (мазхаб - школа исламского права), очень терпимых к суфизму, то ясно, что суннитский арабский ваххабизм Кавказу абсолютно чужд. Его распространение на Кавказе есть искусственная имплантация извне, а не плод естественной эволюции традиционного ислама. 

Шиитскими являются Иран и Азербайджан. Сирией управляет клан алавитов - шиитов-исмаилитов, находящихся там в меньшинстве, когда большинство в Сирии составляют сунниты. В этом и есть причина войны там и поддержки Асада Ираном и Ливаном - там тоже правят шииты-друзы. В Ираке же наоборот: большинство населения шииты, а правит суннитское меньшинство. В этом причина войн между Ираном и Ираком. 

Саудовская Аравия - ваххабитская страна, где исторически правит радикальный суннизм - ханбалитский мазхаб, откуда вышло ядро еретической ваххабитской секты, пришедшей к власти ещё в 18-м веке и до сих пор правящей там. Иран и Саудовская Аравия - два противоположных полюса в мире ислама. Саудовцы поддерживают ваххабитов на Кавказе, талибов в Афганистане, "братьев-мусульман" в Египте, "исламский фронт" в Алжире. Иран ограничивает поддержку зонами шиитского поселения и некоторых суфийских режимов: таджикское крыло афганцев, Сирию, Ливан, палестинскую Хезболлу. Разумеется, Аль-Каида и ИГ со всеми их ответвлениями - ваххабистские суннитские проекты. 

Так знание внутренней структуры религиозных систем, на первый взгляд далёких от конкретной политики, даёт в руки некий путеводитель и помогает адекватно разобраться в текущих актуальных вопросах. 
 
Александр Халдей
Вернуться назад