Российский поезд идет на Восток


Пока Запад, как унылый троечник, боясь нотаций своей заоеканской училки, топчется на месте и не проявляет внятной инициативы в налаживании отношений с «агрессивной» Россией, сама Россия аккуратно и тщательно выстраивает многополярные отношения на стратегически и геополитически важнейшем для себя восточном направлении.

Начало осени 2016-го принесло с собой не только небывалые погодные катаклизмы на Дальнем Востоке – там в эти дни происходит настоящий бум международной политической и деловой активности России.

Переформатированный, уже второй по счету, Форум Восточный во Владивостоке с девизом «Открывая Дальний Восток» явно удался. Уже первый день форума принес контрактов на триллион рублей, а всего общая сумма сделок в рамках Форума должна составить около двух триллионов в российской валюте. Аналитики и обозреватели иностранных СМИ отмечают гибкие и инновационные подходы России к обновлению Дальневосточного региона. Это справедливо – этот уникальный во всех отношениях регион долгие десятилетия, находился «в загоне», или, как говорят биржевики, был «недооцененным».
 
Времена Комсомольска-на-Амуре и «стройки ХХ века» – БАМа - давно прошли, и нужны новые подходы. Пока их не было, из богатейшего по своим ресурсам региона массово уезжали люди. Причин тому много – и плохая транспортная доступность, и десятилетиями копившиеся инфраструктурные проблемы. Так, уровень газификации в Центральной России отличается от Дальнего Востока в десятки раз и, увы, не в пользу восточных жителей страны. Правительство озаботилось решением проблемы, хотя, конечно, мгновенно решить все огрехи нереально.
 
Но махина уже сдвинута с места: впервые за 25 лет в регионе рождаемость превысила смертность, отток населения сократился в три раза, заработала программа «дальневосточный гектар», принята программа развития технокластеров, активно действуют инвесторы в свободном порту «Владивосток», для бизнеса там будет прорабатываться режим получения электронной визы и других преференций. А суперэкспресс в рамках скоростного международного транспортного российско-китайского проекта Хуперлуп в будущем будет способен преодолеть 65 километров из России в Китай за… 4 минуты!

Скорости немыслимые, но без них сейчас не победить. Не случайно цифровая экономика объявлена в России приоритетом номер один, и это абсолютно верный вектор развития. Кстати, не все, возможно, знают, что Москва - абсолютный чемпион в мире по уровню, охвату и качеству услуг проекта gosuslugi («электронное правительство»). Значит, за передовым опытом Москвы будут подтягиваться и другие регионы.

Напомним, Китай тоже сделал цифровую экономику своим приоритетом, потому и грядущий саммит «двадцатки» не случайно проводится в технологической столице страны Ханчжоу, напичканной связью 5G и родине ставших суперприбыльными стартапов – таких, как мегагигант электронной торговлиAlibaba (который осуществляет экспансию и в Россию на взаимовыгодных условиях).

Но, возвращаясь к Форуму «Восточный», невооруженным глазом видно, какое значение придают участию в нем лидеры крупнейших государств региона: Сеул и Токио были представлены на высшем уровне. Лидеры Южной Кореи и Японии одобрили идею создания энергетического суперкольца, в рамках которого Россия может предложить своим восточным партнерам беспрецедентные в конкурентном плане условия по поставкам энергоносителей, в которых те так нуждаются.

Президенты РФ и Южной Кореи сделали во Владивостоке очень важное совместное заявление о недопустимости ядерного статуса КНДР. Подписаны межправительственные документы о сотрудничестве в самых различных сферах – от медицины до космоса. Так, «Самсунг Электроникс» будет использовать российские железные дороги для транспортировки своих товаров. Помогут корейцы и РЖД – будут реконструировать Транссиб.

Конечно, каждый из высоких гостей преследовал свои цели, и это нормально. Но нельзя не заметить обращения на «ты» к Путину в выступлении на форуме премьера-министра Японии Абэ. Абэ очень хочет давнего и наболевшего решения вопроса Курил. Наш президент четко обозначил, что тут необходимо взаимовыгодное решение, не ущемляющее ничьих интересов. И – о богатый русский язык – он сказал, что «вопрос нужно решИть» (а не решАть, что, в общем, особо ни к чему не обязывало бы).
 
Японцы тонкости русского понимают, разницу уловили и теперь призывают президента РФ встретиться в дружеской атмосфере в Японии на родине их премьера у горячих источников. Тепло лишним не бывает, конечно, особенно с учетом согласованной даты встречи – 15 декабря.

Но важно, что в политике России (и не только на восточном направлении) всегда присутствует прагматизм. Путин это всякий раз подчеркивает – интересы России превыше всего. Наверное, именно эту мысль среди прочих он донес до прытких студентов престижного Итонского колледжа, на днях прорвавшихся на прием к российскому президенту вперед «батьки» - нового британского премьер-министра, с которым президент РФ встречается на полях G20. Кстати, приехали «итонцы» по инициативе их однокашника-китайца Вэя, что в свете всего вышесказанного выглядит очень даже символично.

Из Владивостока Путин поедет на встречу «двадцатки» в Китай. Не исключено, что он прихватит с собой российское мороженое для, как он сам выразился, «председателя Си». Как неожиданно выяснилось во время встречи Путина с инвесторами во Владивостоке, китайцы обожают русское мороженое (не исключаю, что это был хорошо подготовленный экспромт, но, тем не менее, эпизод всем запомнился), но торговать им пока им отчего-то пока не разрешают...

Думается, и кроме действительно вкусного отечественного эскимо и пломбира России есть, что предъявить в Китае и, тем более, - поговорить с мировыми лидерами на полях саммита в Ханчжоу. В общем, время, вперед! Русский поезд идет на Восток. А там и на «западном фронте», глядишь, начнутся перемены...
 
zelenyislon
Вернуться назад