Новостной обзор

Хроники «пасхального перемирия» 13.05. 2018
183
Ночная сводка, 13 мая
515
Новороссия сегодня
475
Хроники «пасхального перемирия» 12.05. 2018
158
Ночная сводка, 12 мая
189

Лента новостей

20:54 21-05-2018
Депутат Пайкин и Парк Интернационалистов: предать? Да не вопрос!
15:57 21-05-2018
Поездка в Крым оставила неизгладимый след в памяти Берлускони
12:26 21-05-2018
Уходи и дверь закрой, или как Порошенко рвет связи с СНГ
10:48 21-05-2018
Армата в страхе сбежала за Уральские горы...
20:35 20-05-2018
Дорогие гостиницы в Киеве отпугнули иностранных болельщиков
20:15 20-05-2018
Как тендер Смольного выиграл ГУП «МПБО-2»: ни мощностей, ни репутации?
18:53 20-05-2018
Яшин мечтает стать мэром, а Навальный с Касьяновым «слизнуть» сливки
20:39 19-05-2018
Борис Пайкин: депутат, который слишком быстро забыл о своих обещаниях
15:06 19-05-2018
Очередной саботаж: новая провокация Запада в преддверии публикации доклада ОЗХО по Сирии
15:04 19-05-2018
Ветеран АТО попросил Трампа наказать киевские власти за применение химоружия на Донбассе
17:27 18-05-2018
Хотим дышать, а не задыхаться: петербуржцы преградили путь грузовикам с мусором на полигон «Новоселки»
11:56 18-05-2018
«Прибалтийские тигры» сало не едят!
20:36 17-05-2018
Хакер взломал Telegram: все, пропали ваши секреты!
18:23 17-05-2018
Экспансия США в Армению, или подчинение через борьбу с коррупцией
17:15 17-05-2018
США усиливают позиции в северной Атлантике: возрождение Второго флота
Все новости

Главное за понедельник: старый новый Мадуро и поблажки для маршруток

Спортсмены, берегитесь! В Кыргызстане усилят борьбу с допингом — проект

Какая погода будет в Бишкеке 22 мая — прогноз синоптиков

Болгария связывает надежды на БТК со странами Персидского залива

Какой сегодня праздник 22 мая

Архив публикаций

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 



» » » Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?

Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?

 Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?

Сегодня пик популярности традиционной русской одежды – рубах с вышитым орнаментом или, как их называют в народе, вышиванок. Их можно встретить везде: на людях, на социальных плакатах, в рекламе, на телевидении. А вскоре даже сборная Беларуси по футболу переоденется в форму с вышитым орнаментом. На первый взгляд кажется, что подобная мода носит исключительно положительный характер: действительно, это сильнейший удар по современной модели глобализации, характеризующейся однообразной модой на гуччи, адидасы и хьюго-боссы. Однако при более глубоком изучении нынешнего интереса к национальной одежде, все положительные моменты враз перечеркивает политика…

История политизации

К сожалению, украинские и белорусские националисты пытаются использовать вышиванки в качестве противопоставления себя России и русским, культивируя миф о том, якобы этот предмет традиционной одежды абсолютно нехарактерен для русской культуры. Этим они преследуют очевидную политическую цель – отделение и отдаление от России и культурной концепции Русского мира.

Политизация вышитых рубах началась на Украине в 1990-х, когда местные националисты стали надевать их на свои шествия и митинги. В то же время их белорусские коллеги, или как их называют в народе – «змагары», к вышиваной рубахе относились если не с чувством брезгливости, так уж точно доброго скепсиса. Тогда в их среде был настоящий культ шляхты, крылатых гусаров и прочих польских штучек. Это неудивительно, во время зарождения белорусского национализма советского и постсоветского периодов «змагары» всеми силами пытались избавиться от комплекса колхозников и привить своему окружению догму, что мы отнюдь не крестьянский народ, а «сапраудныя эурапейцы галубых крывей». Вышиванка была в их сознании подтверждением крестьянской сущности белорусской культуры и истории, а также укреплением мифа «аграрного придатка России». Про лапти и иные крестьянские предметы одежды можно и не говорить: от них наших «свядомых» тогда просто воротило. Как и от недавнего национального прозвища «белорусы-лапотники». В общем, в то время у украинских националистов и их белорусских коллег было совершенно разное отношение к популярной ныне вышиванке.
 

Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?



Вышиванка сегодня

С тех пор прошло лет двадцать. На Украине отношение к рубахе с орнаментом осталось примерно такое же. К ней все так же относятся как к национальному атрибуту одежды. Разве что ношение стало более массовым и мейнстримовым. В Беларуси же стало совсем все по-другому: ветеранов националистических движений сожрала то ли бытовуха, то ли политика, то ли эмиграция. Выросло новое поколение, появились новые движения, новые молодые лидеры и… новый опыт. Глядя на бесславные попытки своих предшественников навязать белорусскому народу чужую историю (польскую или литовскую), чужую культуру (шляхетскую или гусарскую), современные змагары устремили свои взгляды на более близких нам украинцев.

Посмотрели на евромайдан и смекнули: а ведь антирусскую идентичность вполне можно строить и с традиционной одеждой белорусских крестьян… Они подхватили антиисторический миф о том, якобы вышиванка не имеет никакого отношения к России и, как и происходило всегда, собезьянничали идеологию у соседей. После чего поляки и литовцы облегченно вздохнули, надеясь, что эти неудачники с востока прекратят воровать их героев, историю и символы.

Сегодня, надо сказать, вышиванку в Беларуси использует как националистическая оппозиция, так и государственные организации типа БРСМ. Последние желают максимально вывести народную одежду из-под политики, параллельно вышиваночным мероприятиям проводя агитация за союз с Россией. Это поддерживают и многие россияне. К примеру, недавно на одном из минских домов появился рисунок российских художников, на котором изображены рядом мальчик-белорус и русская девочке в народных одеждах.
 

Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?


Но все-таки пока вышиванка остается весьма политизированным атрибутом одежды, по которым на улице можно определить «вышиватника», «свядомого» или «змагара», что в общем-то одно и то же. Но аполитизировать народную одежду, в которой веками ходили наши предки, просто необходимо. Как для искоренения еще одного повода разделить братские народы, уничтожения псевдоисторического мифа и настоящего возрождения национальной культуры против современной модели глобализации.

Что делать и как бороться?

Во-первых, вышиванку должны массово начать носить русские. И это будет исторически оправданно. На самом деле вышивка не имеет ни национального, ни государственного признака, все зависит от региона. К примеру, вышивка Ивано-Франковской области отличается от Черкасской ровно столько же, сколько и от рязанской, от витебской и т.д. На этот счет было бы весьма познавательно полистать сборника Великорусских и Малороссийских узоров вышивания, изданный в Санкт Петербурге в 1877 году.
 

Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?


Так что, вышиванка — такое же наследние русской культуры, как и украинской. В связи с этим, пора бы проучить украинских и белорусских русофобов, пытающихся монополизировать вышитую рубаху и выстроить на этом некий антирусский миф. Как только начнется распространение исторической литературы на эту тему и русские начнут носить вышиванку, змагары и бандеровцы не просто остынут к нашей общей традиционной одежде, но даже возненавидят ее.

Во-вторых, вышиванку должны носить антинационалисты, уничтожив ее русофобскую репутацию. Почему бы не надеть вышиванку патриотически настроенным политикам и общественным деятелям, коих «вышиватники» презирают? У националистов опять же начнется истерика, ибо произойдет демонополизация их символов. Маркер «в вышиванке? значит против России» начнет вытесняться.
 

Как и зачем политизируют традиционную вышиванку?


Выводы

Белорусские и украинские националисты сами не подозревают, какой подарок преподнесли патриотам Беларуси, Украины и России, не страдающим русофобией головного мозга. Теперь осталось немного аполитизировать ношение вышиванок, перевести все это в историко-культурную направленность, популяризировать в России — и вуаля… Готово мощное орудие единения трех братских народов — общая мода на общую народную одежду, к тому же альтернатива глобальной западной моде. Это было бы весьма удобно: по орнаменту было бы видна принадлежность того или иного человека к определенному региону.

Однако к этому есть некоторые препятствия. У очень многих людей под информационным влиянием сложилось отвращение к вышиванке. Действительно, «вышиватники» испортили репутацию одежде наших предков, но пусть это станет дополнительным стимулом исправить ситуацию.


АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх