Сегодня пик популярности традиционной русской одежды – рубах с вышитым орнаментом или, как их называют в народе, вышиванок. Их можно встретить везде: на людях, на социальных плакатах, в рекламе, на телевидении. А вскоре даже сборная Беларуси по футболу переоденется в форму с вышитым орнаментом. На первый взгляд кажется, что подобная мода носит исключительно положительный характер: действительно, это сильнейший удар по современной модели глобализации, характеризующейся однообразной модой на гуччи, адидасы и хьюго-боссы. Однако при более глубоком изучении нынешнего интереса к национальной одежде, все положительные моменты враз перечеркивает политика…
История политизации
К сожалению, украинские и белорусские националисты пытаются использовать вышиванки в качестве противопоставления себя России и русским, культивируя миф о том, якобы этот предмет традиционной одежды абсолютно нехарактерен для русской культуры. Этим они преследуют очевидную политическую цель – отделение и отдаление от России и культурной концепции Русского мира.
Вышиванка сегодня
Посмотрели на евромайдан и смекнули: а ведь антирусскую идентичность вполне можно строить и с традиционной одеждой белорусских крестьян… Они подхватили антиисторический миф о том, якобы вышиванка не имеет никакого отношения к России и, как и происходило всегда, собезьянничали идеологию у соседей. После чего поляки и литовцы облегченно вздохнули, надеясь, что эти неудачники с востока прекратят воровать их героев, историю и символы.
Но все-таки пока вышиванка остается весьма политизированным атрибутом одежды, по которым на улице можно определить «вышиватника», «свядомого» или «змагара», что в общем-то одно и то же. Но аполитизировать народную одежду, в которой веками ходили наши предки, просто необходимо. Как для искоренения еще одного повода разделить братские народы, уничтожения псевдоисторического мифа и настоящего возрождения национальной культуры против современной модели глобализации.
Что делать и как бороться?
Так что, вышиванка — такое же наследние русской культуры, как и украинской. В связи с этим, пора бы проучить украинских и белорусских русофобов, пытающихся монополизировать вышитую рубаху и выстроить на этом некий антирусский миф. Как только начнется распространение исторической литературы на эту тему и русские начнут носить вышиванку, змагары и бандеровцы не просто остынут к нашей общей традиционной одежде, но даже возненавидят ее.
Выводы
Белорусские и украинские националисты сами не подозревают, какой подарок преподнесли патриотам Беларуси, Украины и России, не страдающим русофобией головного мозга. Теперь осталось немного аполитизировать ношение вышиванок, перевести все это в историко-культурную направленность, популяризировать в России — и вуаля… Готово мощное орудие единения трех братских народов — общая мода на общую народную одежду, к тому же альтернатива глобальной западной моде. Это было бы весьма удобно: по орнаменту было бы видна принадлежность того или иного человека к определенному региону.
Однако к этому есть некоторые препятствия. У очень многих людей под информационным влиянием сложилось отвращение к вышиванке. Действительно, «вышиватники» испортили репутацию одежде наших предков, но пусть это станет дополнительным стимулом исправить ситуацию.