Новостной обзор

Хроники «перемирия» 23.06. 2018
42
Запущенный балаган украинского кризиса выливается в эхо войны
42
Ночная сводка, 23 июня
51
Новороссия сегодня
73
Хроники «перемирия» 22.06. 2018
51

Лента новостей

10:38 23-06-2018
National Interest назвал роковую ошибку политики США в отношении России
07:38 23-06-2018
В Италии заявили об угрозе развала ЕС в течение года
19:21 22-06-2018
Прощай, Меркель: в Германии начали готовиться к досрочным выборам
18:43 22-06-2018
Самопиар Гудкова: от имитации работы в ГД до выборов мэра
16:28 22-06-2018
Россия жестко ответила Украине на угрозы достать Москву ракетами
12:52 22-06-2018
Солдаты РФ уничтожили наводчиков США которые помогали террористам «правильно» бить по людям!
12:00 22-06-2018
«Новая северная политика» Сеула требует поддержки Путина
11:35 22-06-2018
Тысячи людей собрались в центре Луганска на оглашение приговора Народного трибунала режиму Порошенко
11:28 22-06-2018
Притяжение России: более миллиона болельщиков посетили ЧМ-2018
07:45 22-06-2018
Порошенко ввел санкции против «Единой России» и еще четырех партий
19:13 21-06-2018
Навальный 2014: нужно повысить пенсионный возраст! Навальный 2018: Не допустим повышения пенсионного возраста!
18:27 21-06-2018
НАТО и советское вооружение в Черногории: кто верит, что уничтожат?
16:05 21-06-2018
Минобороны отказывается от долгов перед «Газпромом»
14:35 21-06-2018
Обеспечение россиян жильем в числе приоритетов политики Путина
12:37 21-06-2018
Мир восторгается Россией: Мундиаль-2018 как «глобальная вечеринка»
Все новости

Раненая девочка каталась на качелях – ребенка доставили в больницу Рустави

Брат и сестра из Тбилиси погибли по дороге на похороны бабушки

Успеет подумать: автохулигану дали более месяца ареста

Президент Азербайджана утвердил главу Академии Наук

Президент Армении празднует юбилей: что Путин пожелал Саркисяну

Архив публикаций

«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



» » » О справедливости, как о национальной идее.

О справедливости, как о национальной идее.

Допинговый беспредел, организованный "нашими западными партнёрами", -  удобный случай вернуться к теме справедливости, как национальной идее.

 
"Приматологи Сара Ф. Броснан и Франс Б. М. де Ваал доказали, что самки обезьян-капуцинов аналогично людям возмущаются несправедливым отношением. Животных приучили давать Броснану камешек в обмен на вознаграждение — кусочек огурца. Обезьяны работали в парах, и когда обеих награждали кусочком огурца, в 95% случаев они отдавали свои камешки.
 
Идиллия была нарушена, когда исследователи изменили правила, давая одной обезьянке в качестве награды отборный виноград, а второй — по-прежнему кусочек огурца. Перед лицом такого неравенства обиженные животные часто отказывались от своего кусочка огурца, а в 40% случаев вовсе прекращали участие в эксперименте.

Ситуация обострилась еще больше, когда одной обезьяне из пары стали давать виноград вообще незаслуженно. В этом случае вторая обезьяна часто выбрасывала свой камешек, и исследователям удавалось продолжить эксперимент лишь в 20% случаев. Иными словами, животные готовы были отказаться от пищи (а что ни говори, огурец в обмен на камешек — это неплохая сделка), только чтобы выразить неудовольствие в связи с несправедливым обогащением своих сородичей."

(Джеймс Шуровьевски, "Мудрость толпы")
 
О чём говорят результаты этого эксперимента:
 
1) О том, что чувство справедливости - это совсем не продукт высокоорганизованного социума, а элемент живой природы, который вложен в человека вместе с безусловными рефлексами.

2) О том, что справедливость - если уж она является неотъемлемым элементом даже дикой природы - необходимое и обязательное условие выживания в условиях агрессивной внешней среды, в том числе и для человека.

Результаты этого эксперимента подтверждают научность и обоснованность включения принципа справедливости, как основополагающего правила сосуществования отдельных индивидуумов.

Если уж мы начали ссылаться на научные эксперименты, то уместным будет упоминание  еще об одном интересном выводе, который сделали Томас Флатт и его коллеги  об эволюционных преимуществах альтруистического поведения над эгоистическим:

"Группа ученых под руководством специалиста в области эволюционной биологии Томаса Флатта (Flatt) из Университета Брауна в Провиденсе создала теоретическую модель выживания альтруистов в среде эгоистов, а заодно прояснила, зачем вообще сотрудничество, как фундаментальное понятие биологии, этологии и социологии, понадобилось в ходе эволюции. И биологи, и экономисты неоднократно убеждались в том, что эгоизм окупается. Вирусы крадут ферменты, чтобы воспроизводиться.
 
Злостные неплательщики используют в своих интересах издержки коммунального обслуживания и процветают. Конфликт между индивидуальными интересами и общественной пользой озадачивал ученых многие десятилетия. Трио исследователей (помимо Флатта в него вошли математик Тимоти Киллингбэк и швейцарский программист и популяционный биолог Джонас Бьери (Jonas Bieri) разработало уникальную, не похожую на любую другую модель, которая теоретически способна объяснить пользу от сотрудничества.
 
По их расчетам, альтруисты не просто выживают, но процветают и поддерживают свою численность в перспективе. Исследование публикует Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences."

Достоинство новой модели, по мнению ее же главного создателя Флатта, кроется прежде всего в необыкновенной простоте и одновременно универсальности подхода, который можно применять к сотрудничеству на всех биологических уровнях «от букашки до человека».

То есть справедливость, производными  которой являются альтруизм, кооперация и взаимопомощь, - это никакой не популизм и уж тем более не утопия, а заложенные в нас природой необходимые и обязательные условия выживания и эволюции. Осталось только не противоречить  природе и закрепить эти базовые природные условия в моральные принципы и нормативные документы.

Поэтому закончу тем, с чего начал - не надо искать национальную идею. Она всегда была в России неизменной, её просто называли по-разному. Одни - третьим Римом, другие - коммунизмом... Может быть стоит просто возвратиться к изначальному, чисто научному варианту?
 
Справедливо, это не когда всем поровну. Справедливо, это когда по заслугам.
 
Интересными являются количественные оценки справедливости, которые многие воспринимают  очень упрощенно, например: "Это когда всем поровну...." Начинаешь разбираться и приводить конкретные примеры - оказывается совсем нет.
 
Справедливо - это не когда поровну, справедливо - это когда по заслугам. Причем  в вопросе вознаграждения  субъективная оценка справедливости работает лучше, чем любые системы сбалансированных показателей (http://www.qm-s.com/it_consulting/balanced_scorecard_bsc/) вместе взятые.

Например, потрясающее единодушие можно наблюдать как при вопросе "Справедливым ли является миллионное вознаграждение за труд футболиста?", так и при вопросе: "Считаете ли вы справедливым миллионное вознаграждение для изобретателя легендарного российского оружия?"
 
И опять же на этот вопрос должен отвечать тот, кого это оружие защищает и для кого (от имени кого) этот футболист играет. Все остальные могут пока покурить в сторонке, потому что справедливость, как и ответственность, не может быть "вообще". Она всегда очень предметная и очень конкретная.
 
В вопросах справедливости экспертов не бывает.
 
Мы очень привыкли к экспертному мнению. Яйцеголовые дядечки и тётечки круглосуточно задвигают нам из каждого утюга нетленку, которую не надо анализировать и осваивать, достаточно, как лошадь, послушно кивать, не выходя из стойла.
 
В вопросах справедливости экспертов не бывает. Точнее они  он есть, но  не персонифицированы. Экспертами в вопросах справдливости являются те, кого она прямо и непосредственно касается, причем не по отдельности, а  все вместе.
 
Всякие-разные репрезентативные группы постоянно сбоят, потому что связаны собственными  корпоративными понятиями справедливости. Зато коллективное бессознательное не ошибается почти никогда. 
 
Можно ли игнорировать справедливость, как фактор политики
 
Конечно можно. Сегодня практически все политики именно так и делают. Игнорировать можно, но эта услуга платная. И платить приходится полной или частичной потерей поддержки населения, что более или менее хорошо переносится в условиях мирной жизни, но моментально становится катастрофой в случае любого форс-мажора.
 
А так как цивилизация наша уже вошла в зону турбулентности (системный кризис) и трясти будет долго и основательно, никуда власти не денутся - вынуждены будут не только декларировать, но и делать повседневной практику оценки, поддержания и восстановления справедливости, без которой не только власть не удержать, но и голову на плечах.

Поэтому, как безнадёжный оптимист, надеюсь, что придет время и слуги народа будут не велеречиво снисходить до плебса, отвечая на вопросы, которые смело интегрируются в один: "И что ж вы там, во власти, паскудники, ещё этакого затеяли?", а спрашивать, как и полагается слугам - справедливо или нет у них задумано? Хорошо ли, правильно ли получилось?"

Ну а не догадаются вести себя эти слуги народа,  неизбежно появятся другие. Законы эволюции и природы безжалостны к тем, кто отказывается эволюционировать.

Стоит только проанализировать все смуты, перевороты, реформы и революции, можно легко заметить, что декларируемой целью любых социальных подвижек было не так любимое западниками повышение эффективности, не так любимое славянофилами наведение порядка. Если уж что-то происходило на Руси, то исключительно и только под флагом восстановления попранной справедливости. Все остальные варианты категорически не поддерживались населением (и впредь поддерживаться не будут)

Зато во имя справедливости, как по мановению волшебной палочки, на Руси традиционно материализуются и готовность к тяготам и лишениям, вплоть до самопожертвования, и чувство локтя. Просыпается мобилизационный потенциал, при виде которого нервно курят в сторонке «наши западные партнёры», появляется завидная интеграция.
 
А значит справедливость – это и есть природная, исконно русская национальная идея, выстраданная в борьбе с суровым климатом и громадными необжитыми пространствами, с неуживчивыми соседями и лихими людьми, где возможностей сгинуть было всегда больше, чем возможности выжить.

Есть, правда, одно очень немаловажное препятствие, которое не даёт открыто продекларировать справедливость в качестве национальной идеи – это такой же традиционный конфликт власти со справедливостью, который пока, в рамках существующей системы, является нерешаемым… Но это временно…
 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх