В этом году на Украине отмечали 125-летие со дня рождения кардинала Иосифа Слепого. Ему посвятили ряд радиопередач, в Киеве показали документальный фильм. «Он для нас сегодня – свет веры и надежды. То, что в себе несёт нам сегодня патриарх Иосиф, даёт ответы на наши с вами поиски и вопросы», - заявил нынешний глава УГКЦ Станислав (Шевчук).
Чем же прославился сей «свет веры и надежды»? Тем, что через 8 дней после начала Великой Отечественной войны, 30 июня 1941 г., подписал акт восстановления украинской державы, где говорилось: «Восстановленная украинская держава будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией, которая под руководством Адольфа Гитлера создаёт новый порядок в Европе…»
И. Слепой был рукоположен в священники тогдашним главой УГКЦ митрополитом Андреем Шептицким. В сентябре 1941 г. Шептицкий направил «Его Экселенции Адольфу Гитлеру… сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины».
Вовсе не случайность, что две такие значимые для грекокатолицизма фигуры, как Шептицкий и Слепой, выступили на стороне нацистской Германии. Ещё в конце XIX в. Австро-Венгрия, под властью которой находилась нынешняя Западная Украина, провела тонкую идеологическую операцию. Наблюдая за напряженными отношениями между поляками и теми, кого назвали украинцами, Вена инициировала клич: «Настоящий поляк всегда католик».
Действительно, подавляющее большинство поляков были чадами Римско-католической церкви (РКЦ), но в те годы среди униатов на территории, которая со временем вошла в состав УССР, было немало этнических поляков (тот же митрополит Шептицкий), и дрязги внутри униатства снижали его потенциал в противостоянии с православием. Через несколько десятков лет такой политики польский элемент из грекокатолицизма перекочевал в римокатолицизм.
А грекокатолицизм превратился в домашнюю религию украинского национализма. Его австрийцы намеревались использовать и против поляков, и против России.
Появившаяся в 1929 г. ОУН уже практически на 100% состояла из униатов: ткни пальцем в украинского националиста и обязательно попадёшь в прихожанина УГКЦ.
После отступления войск «Его Экселенции Адольфа Гитлера» с Украины советская госбезопасность занялась расследованием массовых случаев сотрудничества УГКЦ с немецкими захватчиками.
Ватикан, спасая свою подгнившую репутацию, пытался подковерными методами добиться хотя бы частичной реабилитации униатов, иногда успешно. Так, статус карателей дивизии СС «Галичина», сдавшихся в плен англичанам, был изменён с «военнопленных» на «вражеский персонал», что частично снимало с них ответственность за совершенные военные преступления.
В 1946 г. состоялся знаменитый Львовский собор, решением которого была ликвидирована Брестская уния 1596 г., породившая униатство. Было объявлено о разрыве отношений грекокатолической паствы с Ватиканом и о её воссоединении с Русской православной церковью (РПЦ). Это решение прекращало существование УГКЦ.
Собору предшествовал ряд важных религиозных событий, показавших, что на Западной Украине было немало тех, кто понимал насильственный характер унии.
Так, в 1926 г. имел место т.н. тылявский раскол – массовое возвращение лемков-униатов в лоно православия. Процесс перехода длился до 1934 г., на Лемковщине появились девять православных приходов.
Известный львовский униатский священник о. Гавриил Костельник, посетив в 1925 г. Ватикан, развернул горячую полемику с УГКЦ и РКЦ, ратуя за возвращение униатов в лоно РПЦ. В Ватикане о. Гавриил увидел стремление РКЦ не только латинизировать грекокатолицизм, но и поглотить само православие. Унию о. Гавриил назвал «колонией католической церкви».
«Мы сыты унией с Римом! Брестская уния проводилась как инициативная группа по окатоличиванию… всех народов России, в первую очередь украинцев, белорусов, а потом – русских. Мы видим, что принесла нам христианская цивилизованная Европа. Это – рабство, море крови и страданий нашего народа» - вот цитата из речи о. Гавриила на Львовском соборе.
Сказано это было всего год спустя после окончания самой кровавой войны в истории человечества, в которой Ватикан поддержал Третий рейх, а христианская Европа делала все, чтобы подтолкнуть Гитлера к войне с Советским Союзом.
Сожжение Хатыни, битва за Сталинград, блокада Ленинграда, оборона Москвы, ужас немецких концлагерей – все это было ещё свежо в памяти народа, как никогда. И тем сильнее было презрение к тем, кто был на стороне врага.
Украинские националисты-униаты убили о. Гавриила в 1948 г. Интересно было бы спросить нынешнего главу украинских униатов Шевчука, как он относится к этому поступку прихожан УГКЦ. Разделяет их мнение, что о. Гавриил был повинен в смерти? Или считает его убийство подлым преступлением?
Судя по тому, что прогитлеровский кардинал И. Слепой для С. Шевчука - «светоч веры и надежды», его симпатии на стороне убийц, а не убиенного.
Важная деталь: УГКЦ ни разу не осудила ни преступления ОУН-УПА и её главарей, ни Шептицкого или Слепого за их симпатии к СС. Такие идеологические уклоны в лоне УГКЦ считаются нормой. Не без влияния УГКЦ современная Украина опирается в своей идеологии не на древнюю историю православной Киевской Руси, а на историю радикально националистических движений ХХ в. – ОУН-УПА, дивизии СС «Галичина». Такой идеологический курс не мог не привести Украину к внутреннему расколу и войне.