В этот день бригады железнодорожных монтажников Ивана Варшавского (бригада шла со стороны Тихого океана) и Александра Бондаря торжественно уложили «золотое» звено на станции Куанда, что в Читинской области. И хотя бригады встретились двумя днями ранее, решили выждать еще 2 дня, чтобы «соединение» произошло согласно плану.
В этот же день был открыт монумент славы строителей БАМа. Важнейший этап в строительстве Байкало-Амурской магистрали был завершен. Возможность строительства железной дороги к Тихому океану через северную часть Байкала рассматривалась еще в 1888 году. Но после проведенной топографической разведки был сделан вывод о невозможности строительства дороги на данном участке. На тот момент не существовало еще техники, которая позволила бы проложить дорогу по сложному рельефному маршруту.
Строительство магистрали было запущено спустя полвека, уже при советской власти. Первыми прокладчиками были заключенные, сначала Бамлага, а затем Амурлага. Позже к делу подключилась советская молодежь, в 1974 году БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Довольно странное преемство, но это так.
Молодежь привлекала не одна только романтика, но и возможность хорошо подзаработать и сделать карьеру. Поэтому неправы те, кто акроним БАМ расшифровывал в шуточном виде «Брежнев абманывает молодежь», зарплаты были хорошими и выплачивались вовремя. Если и расшифровывать эту аббревиатуру с юмором, то лучше как «Брачное агентство молодежи».
Многие девушки и парни, съехавшиеся на БАМ со всей страны, обзавелись здесь семьями. В строительстве БАМа принимали участие представители семидесяти национальностей со всех союзных республик. Отдельные железнодорожные станции возводились строителями одной республики. Так вышеупомянутую Куанду строили узбеки, украинцы – Новый Ургал, эстонцы – Кичеру, причем довольно быстро.
Благодаря стабильному финансированию, широкой поддержке со стороны 60 отраслей народного хозяйства и хорошо мотивированным комсомольцам, сквозное движение на БАМе открыли в 1989 году. Железнодорожное полотно прорезает семь горных хребтов, пересекает одиннадцать рек, болота, более 1000 км проложено в районах вечной мерзлоты и высокой сейсмичности, а в 2003 году был пробит самый длинный в России Северомуйский тоннель.
Такая эпохальная стройка под силу мощной и сильной державе! Инфраструктурные проекты с Китаем потребуют модернизации и расширения железной дороги, поэтому у БАМа есть все перспективы для развития.