Новостной обзор

Хроники «перемирия» 28.04.2017
116
Игровые новости 28.04.2017
107
Военная обстановка в Сирии 27 апреля 2017. Россия вывела часть авиации из Сирии
303
Абсурдные новости. 27 апреля 2017 года
252
Новости по-русски 28.04.2017
60

Лента новостей

19:50 28-04-2017
Польша отказалась терпеть памятники боевикам УПА на своей территории
19:35 28-04-2017
Санкции против России оказались неэффективными, заявили в ООН
15:46 28-04-2017
Больше не дружим: в Польше обиделись на Макрона
14:29 28-04-2017
Порошенко сравнил отмену виз ЕС с отходом Украины «от Российской империи»
14:09 28-04-2017
Под Тернополем надругались над памятником жертвам Холокоста
13:07 28-04-2017
Трамп спокойно отнесся к возможности «закрытия» правительства США
11:45 28-04-2017
Южная Корея отказалась платить Трампу за размещение THAAD
11:42 28-04-2017
Донецкий губернатор мечтает вернуть Ростовскую область в «лоно Украины»
09:21 28-04-2017
Постпред США: власти Сирии перепродают изъятые из конвоев ООН лекарства на черном рынке
08:25 28-04-2017
Это уже серьезная заявка США на войну с КНДР
17:47 27-04-2017
Санкт Петербург, 27.04.2017: военная техника ко Дню Победы
17:01 27-04-2017
Экипаж российского корабля спасен после крушения у берегов Турции
15:46 27-04-2017
Полиция применила слезоточивый газ на акции протеста школьников в Париже
14:50 27-04-2017
В Одессе возбудили дело после возвращения улицам советских названий
13:41 27-04-2017
В КНДР заявили, что не прекратят ядерные испытания, пока есть угроза от США
Все новости

В Австрии суд вынес приговор пенсионеру, создавшему препарат «Украин»

Северная Корея провела испытание баллистической ракеты

Американские военные подтвердили факт ракетного запуска КНДР

Запущенная в КНДР ракета взорвалась через несколько секунд после пуска

В результате взрыва в центре Багдада погибли шесть человек

Архив публикаций

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


» » » В бой идут одни «старики»

В бой идут одни «старики»

В бой идут одни «старики»


Выйдя на экраны в 1974 году, фильм собрал 44,3 млн кинозрителей, став четвёртым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвящённым тематике Великой Отечественной войны. Фильм, режиссура и актёрская работа были также отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей.

Множество фраз героев картины разошлись на цитаты, став частью советского и постсоветского фольклора. Героям фильма, капитану Титаренко и механику Макарычу были установлены памятники в Киеве и Харькове соответственно.

В бой идут одни «старики»

 


Леонид Быков в молодости мечтал стать лётчиком, но из-за приписанного возраста и маленького роста (на тот момент — 163 см) не был принят в лётное училище. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свой первый фильм на новом месте снять именно про военных лётчиков. В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарий, основанный на подлинных событиях времён Великой Отечественной войны.

Во время работы Быков проконсультировался с большим количеством ветеранов, в результате чего многие персонажи получили реальные прообразы. Например, прототипом командира эскадрильи гвардии капитана Титаренко стали сразу несколько человек: дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилия и «позывной» «Маэстро» — были взяты Быковым, после того как он узнал о Дмитрии Титоренко — ведомом трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба, эпизоды из биографии которого были включены в фильм. Так же появился в сценарии и Вано — в память о фронтовом друге Кожедуба, отважном грузинском лётчике Вано Габуния, погибшем при таране немецкого истребителя.

В бой идут одни «старики»

 


 

Считается, что "прототипом «Смуглянки» стал Виктор Щевронок, друг детства Леонида Быкова, с которым они вместе поступали в лётное училище, и который погиб в апреле 1945 года" при освобождении Чехословакии. Но Виктор Михайлович Щедранов погиб 17 апреля 1945 года. Погиб кавалеристом - гвардии казаком 42-го гвардейского казачьего кавалерийского полка 10-й гвардейской кавалерийской Кубанско-Слуцкой Краснознамённой орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого дивизии. В донесении о потерях адрес его матери в Краматорске указан в том же поселке Октябрьский, дом 125 (Быковы жили в доме 130, кв. 8)
 
Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Сцена знакомства с девушками, когда лётчики с удивлением обнаруживают, что у гостей больше орденов и медалей, чем у них, действительно имела место. В отличие от своей героини, Надежда Попова прошла всю войну и позже вышла замуж за Героя Советского Союза Семёна Харламова, который выступил главным консультантом фильма.
 

В бой идут одни «старики»

 

Помимо Титаренко, Виталий Попков стал прообразом лейтенанта Александрова («Кузнечик»). Будущего дважды Героя Советского Союза командир однажды отстранил от полётов на три месяца: лётчик выписывал чрезмерно низкие виражи над аэродромом с целью покрасоваться перед девушками. 

Для образа Кузнечика также были заимствованы эпизоды из мемуаров дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «Небо остаётся чистым»: «от полётов отстранить, сто грамм не давать, назначить дежурным, вечным дежурным» и сбитый вражеский самолёт во время внезапного налёта немцев. Использовались в сценарии и воспоминания дважды Героя Советского Союза Арсения Ворожейкина, дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова и заслуженного лётчика СССР Анатолия Иванова.

В бой идут одни «старики»

 


 

Быков писал сценарий, стараясь не слишком отходить от действительных событий. Так, «поющая» эскадрилья действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, и именно там служил Попков. «Поющей» эскадрилья была названа, потому что в ней имелся собственный хор, а два самолёта были подарены фронту оркестром Леонида Утёсова. Кроме того, что за мужество и героизм в боях 11 из 14 лётчиков эскадрильи были удостоены звания Героя Советского Союза, большое внимание уделялось и культурной жизни. 

На освобождённых территориях хор давал пользовавшиеся огромной популярностью концерты, а в 1944 году, в Краматорске, на один из таких попал, будучи подростком, Леонид Быков. В тот день местные подростки отблагодарили летчиков собственным концертом, и Быков был в составе хора, ведущим вокалом которого был будущий знаменитый певец — Иосиф Кобзон. В конце 1960-х годов Быков нашёл Попкова и попросил разрешения снять фильм о «поющей» эскадрилье.

В бой идут одни «старики»

 


 

Многие другие детали сценария также были взяты из жизни. Рисунок нотного стана на фюзеляже истребителя «Маэстро» был сделан по аналогии со штурмовиком «Ил-2» Василия Емельяненко Имели место и трагическая история любви узбекского лётчика (настоящая фамилия — Марисаев) и русской девушки (в отличие от своей героини, она не была лётчицей и погибла при бомбёжке столовой), привычка механика крестить перед вылетом самолеты, попадание Маэстро в плен к своим и фраза «Я бы, товарищ командир, ещё больше фрицев сбил, да вы своим нижним бельем всех фрицев распугали». 

Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка утверждали, что эпизод из фильма, когда Титаренко возвращается в полк после боя не на самолёте, а на лошади («махнул не глядя!») — взят из реальной жизни: под Сталинградом был сбит и вернулся ночью на коне летчик из их полка Александр Александров. Точно так же ветераны 1-й гвардейской авиадивизии поведали, что когда в фильме показывают, как Титаренко обнаруживает замаскированные под копнами сена немецкие танки, то имеется в виду их боевой товарищ и командир — Герой Советского Союза гвардии майор Степан Прутков. Название фильму дала традиция лётчиков не пускать сразу в воздушный бой вновь прибывшее пополнение, давая им «налетать» опыт. Например, сам Виталий Попков, прибыв на фронт в 1941 году, начал совершать боевые вылеты только в 1942.

В бой идут одни «старики»

 


 

Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков:

— В 41-м году пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову, впоследствии ставшему командующим 3-й воздушной армией. Сидело нас около сотни, и Громов спрашивает: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчат. А для справки сообщу, что у Хартмана, лучшего лётчика фашистской Германии, перед началом войны было 600 часов боевых налётов. У меня был один боевой вылет — будучи инструктором Батайской школы, я летал на прикрытие моста в Ростове-на-Дону — 1 час 34 минуты, но я храбро поднял руку. «Понятно, — сказал комдив, — в бой идут одни „старики"». Вот и Кузнечик в конце фильма, невзирая на протесты новичков, говорит перед полётом эту самую фразу. Киношники раз её — и в название фильма.

В бой идут одни «старики»

 


Законченный сценарий был отвергнут чиновниками Госкино Украины, так как был признан «негероическим». Тогда Быков стал зачитывать отдельные куски сценария во время гастролей в разных городах Советского Союза. Это неизменно вызывало у зрителей восторг, что убедило Быкова в своей правоте. Постепенно за сценарий стали вступаться участники Великой Отечественной. В частности, 14 ноября 1972 года на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжов, который охарактеризовал сценарий как «честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу».

В бой идут одни «старики»

 


 

Леонид Быков о фильме:

- Почему героями мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть, потому что сам я учился в авиационном училище, мечтал о полетах и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни „старики"». 

И другая — не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях, кто берет с собой в бой все светлое, человечное, за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герои «второй, поющей эскадрильи» любят повторять: «Войны преходящи, музыка вечна!». Злобе, человеконенавистничеству фашизма наши герои противопоставили высокий гуманизм, творческое созидательное начало, заложенное в человеке. Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны, и в благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву. Поэтому с особой трепетностью и волнением показываем мы свою картину ветеранам войны. И лучшая награда для нас, когда они говорят: «Да, это было так».
 

В бой идут одни «старики»

 

Подбор актёров.

20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. Работа была сопряжена с большим количеством трудностей. Например, Быкову с трудом удалось утвердить кандидатуру Алексея Смирнова на роль механика Макарыча. Ленинградский актёр был известен зрителю исключительно как артист комедийного плана, поэтому чиновники отказались утверждать его на роль. В ответ Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нём не будет Смирнова, и рассказал о боевой биографии актёра, участника Великой Отечественной, кавалера трёх орденов. Другая проблема возникла с Анатолием Матешко, исполнителем одной из ключевых ролей фильма — Смуглянки. За месяц до начала съёмок студия заняла Матешко в другом фильме. Леонид Быков в срочном порядке отобрал Сергея Подгорного из группы студентов-первокурсников Киевского театрального института. Образ оказался настолько точным, что после выхода фильма Подгорного разыскала мать настоящего Виктора Щевронка и поблагодарила словами: «Спасибо, Витя».

По изначальному замыслу Быкова роль Скворцова должен был исполнять Леонид Филатов. Владимир Талашко, в итоге исполнивший роль ведомого Титаренко, позже сказал, что если это и было так, то Быков о таких подробностях умолчал, чтобы не ранить коллегу.
 
По словам Талашко, хотя иногда в кино срабатывали знакомства, связи и учитывалась степень популярности артиста, у Быкова был один критерий: подходит или нет. Даже Смирнов, которого он так отстаивал, проходил пробы наравне со всеми.

На роль «Кузнечика» Быков планировал пригласить Владимира Конкина. Быков сказал Конкину, что у того есть комедийный талант, и дал прочесть сценарий. Конкин согласился на роль Кузнечика, но в тот период он был занят в фильме «Как закалялась сталь» Николая Мащенко, и режиссёр не отпустил его на съёмки к Быкову. В этом плане больше повезло Рустаму Сагдуллаеву, который одновременно снимался в фильме «Мой добрый человек», для чего актёру приходилось постоянно летать в Ташкент, где проходили съёмки. Кстати, по этой же причине Ромео проводит большую часть фильма в шлемофоне или пилотке, чтобы его длинные волосы, нужные для другой роли, не нарушали достоверности образа лётчика времён Великой Отечественной войны.

Фильм стал кинодебютом Евгении Симоновой и одной из самых известных её ролей: трогательный образ молодой лётчицы Маши запомнился многим зрителям. На тот момент Симонова была совсем юной (18 лет) студенткой второго курса Щукинского училища, и на площадке коллеги относились к ней с большой нежностью. Сама актриса впоследствии называла работу с Леонидом Быковым — «потрясающим подарком судьбы», а его самого — своим «крёстным отцом в кино».
 

В бой идут одни «старики»

 

Визитной карточкой» фильма является песня «Смуглянка». Леонид Быков рассказывал Владимиру Талашко, что эту песню он хотел включить в фильм с самого детства. Будучи подростком, Быков с друзьями катался на подножках проходящих теплушек. В одном из таких вагонов он увидел лётчика, пехотинца и артиллериста, которые ехали с фронта через Донбасс и пели «Смуглянку». «И в тот момент я решил, что, если буду снимать кино о лётчиках, она там обязательно будет звучать», — говорил Быков.

Также в фильме звучат песни «Вечерний звон», «Ніч яка місячна» (в исполнении Николая Кондратюка), «Эх, дороги…», «За того парня», «В землянке» и мелодия танго «Утомлённое солнце». Некоторые песни, исполняемые персонажами в кадре, поют сами актёры. Песня «За того парня» (слова Роберта Рожденственского, музыка Марка Фрадкина) была специально написана и уже до этого звучала в художественном фильме «Минута молчания» (Киностудия им. Горького, 1971). Тем не менее, в фильме «В бой идут одни „старики"» она исполняется вновь.



В главных ролях:

Леонид Быков — капитан (позже майор) Алексей Титаренко, он же «Маэстро»
Сергей Подгорный — младший лейтенант Виктор Щедронов, он же «Смуглянка»
Сергей Иванов — лейтенант (позже старший лейтенант) Александров, он же «Кузнечик»
Рустам Сагдуллаев — младший (позже старший) лейтенант Сагдуллаев, он же «Ромео»
Евгения Симонова — Маша Попова
Ольга Матешко — капитан Зоя Молчанова
Владимир Талашко — Сергей Скворцов, старший лейтенант
Виктор Мирошниченко — майор Иван Ермаков, командир полка
Алексей Смирнов — механик Макарыч
Алим Федоринский — Алябьев
Вано Янтбелидзе — лейтенант (позднее капитан) Вано Кобахидзе
Александр Немченко — Иван Фёдорович
Вилорий Пащенко — Воробьёв
Юрий Саранцев — Василий Васильевич, командир авиадивизии
Валентин Макаров — начальник штаба полка
Леонид Марченко — Петя Савчук, лётчик 1-й эскадрильи
Борис Болдыревский — механик Сагдуллаева
Иван Реутов — механик Сергея Скворцова



P.S.
- От всей души хочу поздравить ветеранов с Великой победой!
Я благодарен Вам за все трудности, лишения, потери, которые выпали на вашу жизнь. Благодаря одержанной Вами победе, сейчас мы живем в свободной стране.
Мы всегда будем помнить Ваши заслуги перед Отечеством. Спасибо Вам за нашу счастливую жизнь, и за свободное будущее страны. Мы гордимся Вами!
Низкий Вам поклон от благодарных потомков!
Никто не забыт, ничто не забыто!
 
Все по теме: День Победы

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх