Русские — это только одна из ветвей-модификациё славян.
В этой силе, возможно — причина-источник неприятия и отторжения русских европейцами.
Государство Само — древнейшее славянское государство, упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии, объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев.
Настоящим достоверным источником, в котором упоминается личность князя Само является «Хроника мира» бургундского монаха Фредегара, написанная около 660-го года. Летописец Фредегар сосредоточил свое внимание, прежде всего на событиях, которые произошли при его жизни, то есть событиях периода 631-660-ых годов:
"...На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды.
Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. Венды были долгое время поданными гуннов, которые использовали их как befulci.
Когда бы гунны не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то гунны бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то гунны поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались гуннами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали гуннов.
Каждый год гунны зимуют со славянами, спят с их женами и детьми, и вдобавок славяне платят дань и терпят много других тягот. Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание.
Когда они выступили против гуннов, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много гуннов пало от меча вендов.
Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с гуннами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу. У Само было 12 вендских жен, которые родили ему 22 сына и 15 дочерей..."
"...В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян.
Дагоберт отправил Сихария с посольством к Само с требованием соответствующего возмещения за ограбление купцов его людьми. Само не пожелал видеть Сихария и не допускал его к себе. Но Сихарий оделся как славянин и таким образом, вместе со своей свитой, проник в покои Само и полностью прочел ему послание, которое ему было приказано вручить.
Но, как это обычно бывает у язычников и у людей дурной гордости, Само не признал ничего из того зла, которое он совершил. Он просто утверждал, что у него есть намерение совершить правосудие в этом споре, также как и в других раздорах, которые возникли в это же время. При этом, посол Сихарий, поступив как глупец, говорил с Само угрозами, хотя для того эти слова не имели никакого значения. Он сказал, что Само и его народ обязаны быть верными поданными Дагоберта. Оскорбившись, Само ответил: ”Земля, занимаемая нами, принадлежит Дагоберту, и мы являемся его людьми лишь при условии, что он будет поддерживать с нами дружбу”.
Сихарий возразил: ”Невозможно для христиан и слуг Господа жить с условием дружбы с собаками”. ”Тогда, сказал Само, если вы божьи слуги, то мы его гончие псы, и если ты настаиваешь на оскорблении Его, то в нашем праве разорвать тебя на куски”.
И затем Сихарий был выгнан вон. Когда он вернулся к Дагоберту с донесением о результатах своей миссии, король приказал тайно собрать войско со всего королевства Австразии для похода против Само и вендов.
Против вендов выступило три отряда, лангобарды также помогли Дагоберту, сделав нападение на славянскую землю.
Но славяне повсюду приготовились к отпору. Алеманские войска под командованием герцога Хродоберта одержали победу в том месте, где они вступили в славянскую землю, и лангобарды также одержали победу и, как и алеманы, взяли много славянских пленных.
Но, с другой стороны австразийцы Дагоберта, осадившие крепость Вогастисбург, в которой укрылось множество самых решительных вендов, были сокрушены в трехдневной битве. И поэтому они вернулись домой, оставив во время своего бегства все палатки и снаряжение. После этого венды совершили много грабительских набегов на Тюрингию и прилегающие земли королевства франков.
Помимо этого, Дерван, герцог сорбов, народа славянского происхождения, долгое время подчинявшийся франкам, перешел под власть Само вместе со всеми своими людьми. И не столько славянская храбрость вендов позволила им одержать победу над австразийцами, сколько плохое состояние духа у последних, которые видели, что их Дагоберт их ненавидит и постоянно обирает..."
Необходимо добавить, что в изложении Фредегара имеются многие неясности. Во-первых неизвестно, где находилась Сенонская область, из которой Само происходил. Историки также не уверены в том, что Само был первоначально действительно купцом. В латинском тексте Фредегара можно найти много грамматических ошибок, Фредегар вероятно несовершенно знал латинский язык, и мог воспользоваться искаженным словом.
Также очень трудно определить, где находились границы державы Само. Но во всяком случае речь идет о первой славянской державе европейского значения, которой приходилось постоянно отражать наезды иностранцев.
Ученые спорят и об этническом происхождении Само
Зальцбургский Аноним в сочинении "Обращение баваров и карантанцев” (870 г.) сообщает: "Некий славянин по имени Само, находясь у карантанцев, был князем того племени".
Исследовавший происхождение Само Фр.Палацкий пришел к заключению, что он "был славянин, родом из племени велетов; около 622 г. этому племени угрожало подчинение владычеству франков и, чтобы не подчиняться чуженациональному владычеству, Само ушел со своим родом к чехо-моравским славянам, где быстро приобрел широкую популярность".
Другой известный чешский историк, Шафарик находит имя, образ жизни и нравы Само чисто славянскими, особо подчеркивая его "непримиримую ненависть к франкам".
Кроме франкской и славянской гипотез этнической принадлежности Само, существует еще и третья версия — кельтская (галлоримская), опирающаяся на различные этимологии его имени.
И франкская, и галлоримская версии этнического происхождения Само предполагают, что ко времени прихода к славянам — винидам он был христианином. Когда "виниды избрали его над собой королем", можно подозревать, что он отошел от христианства.
Самая крупная и одновременно самая таинственная битва с франкскими наездниками состоялась в 631-м или в 632-м году под крепостью Вогастисбург.
Несмотря на то, что факт победоносной битвы под Вогастисбургом является несомненным, историкам до сих пор не удалось определить, где собственно крепость Вогастисбург находилась. До наших дней существуют три возможных решения этого вопроса. …. Держава князя Само распалась в 658-м году. Битва под Вогастисбургом оказалась первой, исторически подтвержденной победой славян на территории центральной Европы.
Карантия
Можно спросить — почему обзор был начат именно с государства Само … , а теперь — Карантия? Почему с центрально-европейского славянства, а не с южной или северной ветвей славян.
Ответ прост — для начала выбран «серединный» путь.
Ответ прост — для начала выбран «серединный» путь.
И потом — начинать всё равно надо с чего-то. Тогда — почему бы и не с центра.
У данного выбора есть ещё одно основание.
На примере славянских государств в Европе очень хорошо можно показать славянскую тему в формировании Европы (о чем европейцы ныне предпочитают не вспоминать). Одновременно продемонстрировать широту и распространенность славянской цивилизации в мире.
"Государство Само представляло по сути союз славянских племён. Уже в 631 году упоминается некая Вендская марка (лат. marca Vinedorum), которая, вероятно, представляло собой автономное княжество хорутан (карантанцев) в составе государства Само. После смерти Само в 658 году его держава распалась. Карантанское княжество получило независимость. … Большинство населения Карантании составляли славяне, переселившиеся в этот регион в VI веке. Сохранилось также романизированое кельтское население, а также потомки римлян (главным образом, в городах). На ранней стадии истории страны, вероятно, существовали поселения аваров.
Правящий класс был практически полностью славянским. «Повесть временных лет» упоминает древнеславянский народ хорутане рядом с сербами и белыми хорватами. … С самого начала существования Карантанского княжества оно вело практически непрерывную борьбу за существование со своими соседями: Аварским каганатом, лангобардами, баварами.
Особенно усилилось аварское давление в начале VIII века. Карантанцы были вынуждены искать помощи у баваров. В 745 году после особенно разорительного набега аваров карантанский князь Борут обратился за поддержкой к герцогу Баварии Одило, а взамен за помощь признал сюзеренитет Баварии над Карантанией. … В 788 году Бавария была разгромлена франками и, вместе с Карантанией, вошла в состав империи Карла Великого. … После вхождения в состав франкской империи Карантания сохранила свою автономию.
Карантанский князь Войномир в 796 году по повелению герцога Фриуля Эрика предпринял поход на аваров, одержал победу и разгромил столицу Аварского каганата. В 803 году аварская держава перестала существовать. Князьями Карантании при франках оставались славяне, однако постепенно усиливалось немецкое влияние, прежде всего со стороны Фриульской марки, которой юридически подчинялось карантанское княжество. Германизация вызвала в 819 году восстание славян Нижней Паннонии, долины Савы и части Карантании во главе с Людевитом Посавским.
Восстание было вскоре разгромлено, чем воспользовались франки, сместив в 820 году славянского князя Карантании и разделив её территорию между несколькими немецкими маркграфами. Славянская знать была отстранена от власти, немецкие колонисты, дворяне и церковь получили значительные земельные владения.
В результате Карантанское княжество перестало существовать. Оно вошло в состав Баварского герцогства, а в 976 году было сформировано новое государственное образование — герцогство Каринтия, в состав которого вошли территории бывшей Карантании и часть северо-итальянских земель."
«...История Карантии как самостоятельного государственного образования начинается еще в 7 веке, когда в 623 году словенские, чешские и моравские племена сбросив иго авар образовывают первое славянское государство на территории Западной Европы - государство Само названное так по имени первого князя Само, в состав которого на больших правах автономии также входила и Карантия. После смерти в 658 году Само, это государственное объединение распадается, а Карантия обретает независимость.
Однако постоянные набеги авар вынуждают хорутанских князей искать поддержки у более сильных соседей и это приводит к тому что в 745 году князь Борут вынужден признать свой вассалитет от Баварии, спасая тем самым Карантию от аварского разорения. А уже в 788 году Карантия вместе с поверженной Баварией входит в состав франкской империи. … Сама Карантия и ее коренное население словенцы были христианизированы еще в 8 веке римскими миссионерами.
Здесь правда стоит отметить что если например хорваты и словенцы были христианизированы итальянскими или франкскими миссионерами, то сербы христианизировались византийскими, что отложило существенный отпечаток на распространение зон влияния католицизма и православия соответственно. Безусловно, что первыми кто принял христианство были хорутанские князья и правящая верхушка, так если князь Борут еще был язычником, то следующие правители Горазд и Хотимир уже были обращены в христианскую веру. Именно знать становится в Карантии проводником новой веры Некоторые исследователи склонны считать, что успешная христианизация Каринтии проходила во многом благодаря ускорившейся этнополитической консолидации славян и сплочению их вокруг правящей династии
.... усиление социальной дифференциации и складывание правящей элиты, способствовали появлению у нее потребности в идеологическом обосновании власти и единой религии. ... Христианизация периода второй половины 8 века была «второй христианизацией» в данном регионе. В 4-6 веках здесь, в основном в районе внутреннего Норика, проживало романизированное кельто-иллирийское население, имевшее регулярную церковь и несколько епископских центров. К началу же 7 века в ходе славянской колонизации этих земель и вытеснения коренного населения, церковная структура была разрушена. Тем не менее, часть оставшегося здесь прежнего населения сохранила христианскую веру и стала, в дальнейшем, опорой «второй христианизации».
Среди исследователей до сих пор ведутся споры о роли прежнего христианского населения на распространения новой веры среди славян. Положительную роль в довольно успешном распространении христианства, сыграло также и то, что среди хорутан видимо не существовало развитого и унитарного племенного культа, свойственного другим языческим племенам.
Появление первых ирландских и англосаксонских миссионеров в Карантии относится к началу 7 века. Одним из первых письменных источников миссионерской деятельности в этот период является житие франкского миссионера Аманда ... Тем не менее, в 7 веке социо-культурная ситуация среди хорутанских славян, видимо не способствовала распространению новой веры, как среди простых общинников, так и даже среди племенной верхушки, за помощью к которой довольно часто обращались христианские миссионеры Христианская миссия не имела и поддержки извне. Соседняя Бавария до конца 7 века в основном была занята упрочением христианства на своей территории и не могла оказать существенной помощи в обращении славян.
Поворотным моментом в обращении Карантии становится основание в конце 7 - начале 8 века, на границе Баварии и Карантии, епископского центра в Зальцбурге и монашеской общины св. Максимилиана в Понгау. Позиции зальцбургской епископии еще более укрепляются после введения в Баварии четкой системы епископских диоцезов в 30-х годах 8 века. Два этих христианских центра становятся опорными пунктами в миссионерской деятельности на востоке....Усиление христианской проповеди в регионе начинается с 70-х годов 8 века, после основания монастыря в Иннихене.
До конца 8 века Карантия оставалась в большей части своей языческой страной. Последним коренным переломом утверждения христианства среди хорутан становится включение Баварии (а следовательно и Карантии, находившейся от Баварии в зависимости) в состав франкского королевства. ...к началу 8 века карантская знать еще не распологала достаточными силами, для массовой христианизации на своей территории, поэтому сложнее обстояло дело с обращением простых общинников. Известно о восстаниях, которые произошли в 763 и 769 годах и, в результате которых, большинство миссионеров было либо убито, либо изгнано из страны.
Тем не менее, Каринтия к тому времени уже прочно вошедшая в зону влияния Баварии уже к 772 году при содействии хорутанского князя Вальтунка снова была возвращена под власть христианских миссионеров.
Все-таки не вызывает сомнения, что восстания против христианской церкви происходили на протяжении всего 8 и первой половины 9 века, но каждый раз подавлялись с помощью как местных князей, так и франкской администрации и клира. Так в 769-770 годах, после смерти хорутанского герцога Гейтмара, жестоко насаждавшего христианство при помощи зальцбургского епископа, в Каринтии вспыхнуло восстание, которое было успешно подавлено Тассилоном..
Хотя еще и в 10-11 веках проявляется тенденция создания так называемого «народного» или «славянского» богослужения на глаголице, что получает жесткий отпор римской церкви. Богослужение на славянском языке было запрещено на Сплитских соборах 925 и 1060 годов.
Окончательное присоединение Каринтии к франкской империи произошло в 810 году после того как хорутане приняли участие в восстании хорватского князя Людевита Посавского против франкского господства. После подавления восстания на территории Каринтии была окончательно насаждена франкская имперская администрация.»
Как можно увидеть, европейцы терпели славян и пользовались ими в качестве щита и меча. По мере сил христианизировали их. Потом, когда самое трудное «дело» было уже готово, славяне «поглощались». Их вера предавалась забвению (уничтожалась), а земли и власть переходили к европейцам.