Новостной обзор

Ще не вмерла? 23.08.2017
47
Украина. Не прожить ей этот август без потерь
237
Хроники «хлебного перемирия»07 августа 2017
211
Хроники «хлебного перемирия»06 августа 2017
183
Хроники «хлебного перемирия»05 августа 2017
173

Лента новостей

07:32 23-08-2017
Телефонный разговор с Ангелой Меркель, Эммануэлем Макроном и Петром Порошенко
07:30 23-08-2017
МИД России: начала подготовку ответных мер на санкции США
06:55 23-08-2017
Ще не вмерла? 23.08.2017
06:51 23-08-2017
Русофобия вредит вашему кошельку
14:33 22-08-2017
Интернет-демократия в США: вместо помощи ультраправым – оружие для негров?
11:51 22-08-2017
Папа Римский: права мигрантов важнее нацбезопасности
11:12 22-08-2017
Украинский волонтер высказался против парада показухи, ура-патриотизма с флагами и в вышиванках
11:00 22-08-2017
Ляшко рекомендует пограничникам стрелять в Саакашвили на поражение
10:44 22-08-2017
Экс-президент Украины видит Путина на Донбассе и считает регион слабым звеном
10:38 22-08-2017
Избиение украинца в Гданьске: «А знаешь, что твой дед сделал с моей бабушкой?»
07:37 22-08-2017
Колумба на гиляку
16:05 21-08-2017
В американском флоте назревает бунт
15:42 21-08-2017
Путин сменил посла России в США
11:39 21-08-2017
Мустафа Джемилев заявился на Херсонщину с визитом
11:20 21-08-2017
Разыскивается: «высокий украинский интеллект»
Все новости

Грузины остались без медалей во второй день чемпионата Мира по борьбе

Президент Грузии поблагодарил иностранных пожарных за помощь

О пользе музыкального воспитания и маленьких хитростях

Южная Осетия готовится отметить годовщину признания

Первые паломники из Азербайджана отправятся в Мекку уже в четверг

Архив публикаций

«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 



» » » Пушка не шашка

Пушка не шашка

В середине XIX века перед донскими войсковыми властями и Военным министерством встала проблема, с которой им ещё никогда не приходилось сталкиваться. Традиционно казаки считались «природными воинами». Официальная военная энциклопедия Российской империи в 1840-х годах утверждала, что специально научиться военным навыкам лёгкой иррегулярной кавалерии невозможно, а в офицерской среде было достаточно распространено мнение о том, что «учение только портит казаков, убивая в них природные военные качества». Однако после Крымской войны несостоятельность подобных учреждений стала очевидна, и постепенно возобладала прямо противоположная точка зрения, согласно которой правильное военное обучение было казакам так же необходимо, как и солдаты регулярной армии.

Но как следовало учить донцов? С 1839 года существовал Донской учебный казачий полк, учреждённый по инициативе наказного атамана Максима Григорьевича Власова.
 


При его участии был составлен и первый казачий устав, посредством которого предполагалось унифицировать строевые команды и облегчить управление частями в боевых условиях. Однако даже генерал-лейтенант Иван Иванович Краснов, явно благожелательный к донскому атаману, признавал, что последний не был военным теоретиком и его инновации носили скорее пробный характер.
 
Более критично настроенные к Власову авторы прямо указывали, что на практике новый устав оказался почти не востребован из-за сложности. Таким образом, опыт правильного военного обучения донских казаков до Крымской войны как нельзя было назвать образцовым, и решать задачу приходилось, по существу, с чистого листа.

Чтобы понять, с какими проблемами при этом приходилось сталкиваться военным властям, обратимся к опыту донской артиллерии. К концу 1860-х годов в ней сложилась ситуация, требующая принятия незамедлительных мер. В 1863 году Военное министерство сократило число донских полков, находящихся на действительной службе, до 16-ти. В результате срок пребывания на льготе резко возрос, что вызвало недовольство у части офицеров. Генерал-майор Григорий Петрович Мамаев писал: «Долговременная льгота, сколько известно, неимоверно расстраивает части: она подрывает дисциплину; принуждает казаков к лени, в военном смысле, до того, что он совершенно забывает о военной службе, а помышляет только о своём хозяйстве, и, наконец, долговременная льгота убивает дух казачества».


Значительная часть казаков вообще не успевала попасть на действительную службу в течение призывного возраста из-за сравнительно небольшого числа строевых частей и специфики их формирования. В 1867 году на льготу была отправлена последняя донская батарея. К этому времени некоторые артиллерийские части не были в строю уже больше десяти лет, и в них не оставалось нижних чинов и унтер-офицеров с каким-либо опытом полевой службы. Мамаев, занимавший должность начальника донской артиллерии, опасался, что в случае войны боеспособность вверенных ему частей окажется крайне сомнительной.
 
Специальная комиссия из командиров донских батарей к этому времени разработала амбициозный проект, призванный компенсировать длительное пребывание на льготе казаков-артиллеристов. Предполагалось создать Донскую учебную конную батарею для нижних чинов и специализированную школу урядников, образцом для которой рекомендовалось взять трёхлетнюю подготовку фейерверкеров в регулярной армии. Кроме того признавалось желательным улучшить материальное положение офицерского состава.

Нужно отметить, что на момент, когда были высказаны эти пожелания — период атаманства Потапова, предположительно начало 1867 года, — небольшое число добровольцев из числа донских казаков проходило обучение как раз в фейерверкерских школах. О данном проекте упоминается в «Материале по истории Донской артиллерии», изданном в Новочеркасске в 1904 году, автор — Борис Матвеевич Калинин. Однако описание дальнейших событий в его работе неполно и в одном месте существенно расходится с архивными документами. Между тем создание школы урядников-артиллеристов и сопутствующие события заслуживают самого пристального внимания и как яркий пример разработки специфической казачьей программы военного обучения, и как фактор влияния на действия казачьих батарей в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов.

Первоначально идеи донских батарейных командиров встретили безусловную поддержку как у войсковых властей, так и в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). Однако их реализация застопорилась из-за отсутствия средств, а затем вследствие принципиальной позиции нового донского атамана Михаила Ивановича Черткова. 


Вскоре после его прибытия на Дон Мамаев обратился к нему с просьбой незамедлительно приступить к созданию хотя бы школы урядников, раз реализовать все предложения оказалось затруднительно по финансовым причинам. Артиллерийский генерал ссылался на катастрофическую ситуацию с урядниками, многие из которых не только не имели специфических знаний, но даже не могли читать и писать. Хорошо подготовленный унтер-офицерский состав был особенно необходим донским батареям потому, что в них наблюдался страшнейший некомплект офицеров: к 1870 году на 78 штатных должностей приходилось всего 30 человек.


Чертков, бывший, по свидетельства современников, человеком независимого ума, отреагировал на просьбы начальника донской артиллерии весьма своеобразно: он посоветовал Мамаеву полностью пересмотреть прежний проект школы урядников, руководствуясь не нормами регулярной артиллерии, но важнейшими потребностями казаков и возможностями войсковой казны. 

Ещё в 1860 году подполковник Еськов на страницах «Артиллерийского журнала» жаловался, что многие офицеры-артиллеристы предъявляют к донским батареям излишние требования, не учитывая того, что казаки несут службу за свой счёт.
 


Чертков, судя по документам, придерживался схожей позиции: он обращал внимание начальника донской артиллерии на то, что научные познания, занимающие большую часть курса, для казаков «полезны, но не необходимы». При их полном сокращении срок обучения удалось бы сократить с трёх лет до года, что не только решило бы финансовый вопрос, но и значительно облегчило положение казаков-учеников, вынужденных совмещать хозяйственную деятельность с учёбой в школе.

Таким образом, именно Черткову принадлежала идея о том, что подготовка донских артиллеристов должна отличаться от подготовки артиллеристов регулярной армии в сторону максимально упрощения и практичности. Его принципиальной позиции не изменили даже вполне резонные возражения Мамаева, согласно которым определённая научная база была бы совершенно необходима артиллеристам, а некоторые идеи по удешевлению школы не выдерживали никакой критики: в частности, атаман предлагал «теоретически» учить казаков строевой службе, без использования орудий и проведения учебных стрельб. Согласившись с этими доводами, Чертков всё же настоял на создании нового проекта, носящего компромиссный характер: научные курсы были сокращены, но не отменены полностью, а срок обучения уменьшен до двух лет. Понимая неотложность задачи, донские власти действовали максимально оперативно: первое обращение Мамаева о необходимости срочного создания школы урядников было датировано 6 сентября 1868 года, а уже в декабре новые предложения о создании школы урядников были отосланы в Военное министерство.

Исследователю Калинину данный сюжет был, по-видимому, неизвестен, и он оставляет без ответа вопрос о том, почему первоначальный проект батарейных командиров, формально одобренный, так и не был реализован. В то же время в своей работе он регулярно ругает войсковые власти и персонально Черткова за невнимание к донской артиллерии. Как видно из документов, в действительности реализацию нового проекта затягивало Военное министерство, рассматривавшее его до 1870 года и вернувшее назад для доработки. Идея Черткова об упрощении и максимальной практичности обучения казаков-артиллеристов не встретила поддержки в ГАУ, которое сочло первоначальный вариант школы урядников предпочтительным. Более того, ГАУ связало создание школы для урядников на Дону с реформой класса урядников в Санкт-Петербурге. Вопреки названию, в нём готовились не урядники, а офицеры для донской артиллерии. Хотя класс работал при артиллерийском училище, требования для поступающих казаков были значительно облегчены, и именно это категорически не устраивало ГАУ, настаивающее на максимальной унификации обучения артиллеристов-донцов и артиллеристов регулярной армии. 

Черткову был выдвинут ультиматум: или дать согласие на усложнение экзамена для поступающих в урядный класс, или согласиться с его расформированием. В качестве альтернативы предлагалось создать отделение для артиллеристов при Новочеркасском юнкерском училище.

Донские артиллеристы пришли в ужас от этих предложений. Пётр Александрович Башилов, новый начальник донской артиллерии, посвятил им объёмную и крайне эмоциональную записку, первая часть которой дословно процитирована исследователем Калининым. К сожалению, он, видимо, не был в курсе ни предшествующей переписки, ни второй части записки артиллерийского генерала. Поэтому он пришёл к ложным выводам, приписав, например, идею о создании артиллерийского отделения при Новочеркасском юнкерском училище лично Черткову.

Оба варианта, предложенные ГАУ, Башилов считал крайне неудачными. Создание артиллерийского отделения при юнкерском училище стало бы, по его мнению, подлинной катастрофой: артиллеристы неизбежно учились бы на той же хозяйственно-технической базе, что и кавалеристы, возможно, вовсе не имея орудий и получая исключительно «теоретические» знания. Они проходили бы гораздо более сложный курс, чем обычные юнкера, но пользовались бы при этом теми же привилегиями. В случае реализации данного проекта донская артиллерия со временем осталась бы вообще без профессионально подготовленного офицерского состава и утратила всякую боеспособность.

Поэтому Башилов, забыв о субординации, действительно требовал от Черткова согласиться на усложнение экзамена в урядный класс. Однако для начальника донской артиллерии это было выбором меньшего зла, а не желательным шагом. Разумеется, в принципе он желал иметь под своим командованием офицеров, не уступающих артиллеристам регулярной армии. Но на практике и при имевшемся экзамене число желающих поступить в класс урядников было невелико, что является одной из существенных причин офицерского некомплекта в донской артиллерии. А ГАУ фактически требовало принимать туда только людей, способных пройти курс в гражданском высшем учебном заведении. Башилов предполагал, что столь образованные казаки будут почти во всех случаях выбирать более простую службу в кавалерии или потенциально более доходное гражданское поприще.

По свидетельству Калинина, когда в 1872 году школа для урядников была, наконец, открыта, в неё принимали людей, едва умевших писать и читать. При этом курс не только пришлось ограничить двумя годами, но и сократить годовое обучение до шести месяцев, чтобы оставить казакам время для работы по хозяйству. В этих условиях Башилов уже сам обращался к донскому атаману, прося позволить изменить штат школы и принципы преподавания предметов в пользу ещё большей наглядности и в ущерб теоретической части. В частности, при обучении артиллерийскому делу начальник донской артиллерии предлагал вовсе отказаться от занятий, посвящённым крепостным, осадным и береговым орудиям, поскольку обучающиеся не имели о них никакого представления и не должны были их использовать. Взамен он предлагал удвоить число имевшихся пушек и проводить занятия рядом с ними.


Башилову удалось убедить Черткова в необходимости специальных мер. Несмотря на сложности с войсковой казной, донской атаман ввёл специальные стипендии как для учащихся в урядном классе, так и для желающих поступить в него. В свою очередь, после того как обучение донских артиллерийских офицеров стало аналогичным обучению офицеров регулярной армии, Башилову удалось добиться и полного уравнивания их прав, включая содержание.

Так постепенно всё стало на свои места.

Введение правильной военной подготовки стало важнейшим фактором, обеспечившим успех донского казачества в Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. 
 


Особенно ярко это демонстрируют как раз успехи донских артиллеристов. Прежняя система, когда унтер-офицеры проходили подготовку непосредственно в строевых частях, больше не могла быть эффективной: с 1867 по 1879 годы в строю не было ни одной батареи Донского войска, а в 1870-1875 годах на службе было только три батареи. Между тем с началом войны Область Войска Донского выставила 24 батареи, из которых 11 получили разные награды за участие в военных действиях. Таким образом, война подтвердила предположение Мамаева о том, что короткий срок службы донских артиллеристов и отсутствие должного опыта у большей части нижних чинов можно компенсировать за счёт качественной подготовки унтер-офицеров.


Мамаеву и Башилову удалось создать систему, хотя и не идеальную, но позволявшую донской артиллерии вполне успешно проявить себя в Русско-турецкую войну и избежать той катастрофы, которую донские артиллеристы предрекали при выходе на службу льготных батарей образца 1867 года.

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх