Новостной обзор

Хроники «школьного перемирия» 22. 09. 2017
49
Ночная сводка, 22 сентября
136
Хроники «школьного перемирия» 21. 09. 2017
67
Ночная сводка, 21 сентября
116
Хроники «школьного перемирия» 20. 09. 2017
97

Лента новостей

16:33 22-09-2017
Подлодка ВМФ РФ ударила «Калибрами» по базам террористов в Сирии
11:49 22-09-2017
От боевиков ИГ* освободили более 87 процентов территории Сирии
11:46 22-09-2017
КНДР пригрозила ответить Трампу «небывалым» испытанием водородной бомбы
08:31 22-09-2017
Под перекрестным огнем Дейр-эз-Зора: американцы провели «красную черту» России
08:17 22-09-2017
Хроники маразма: Украина обяжет российских артистов получать разрешение СБУ на гастроли в Крыму
17:32 21-09-2017
Мегазрада: Украинская вышка на Чонгаре стала вещать российское радио
17:27 21-09-2017
Посольство США приглашает россиян в Киев для оформления виз
12:18 21-09-2017
Украина компенсировала России издержки по спору на три миллиарда долларов
08:46 21-09-2017
Эксперимент Ляскина провалился: диверсант ФБК сдал своих кураторов
08:41 21-09-2017
Крымчан освободили от долгов перед банками Украины
08:01 21-09-2017
Взвод военной полиции РФ в Сирии попал в окружение. Кольцо прорвано, погибших нет
07:54 21-09-2017
Каталония вышла на улицы поддержать референдум о независимости
16:41 20-09-2017
Болгария намерена поднять в ЕС вопрос об отмене санкций против России
16:05 20-09-2017
Главу «Христианского государства» задержали по запросу Поклонской
15:58 20-09-2017
РЖД запустила регулярное грузовое движение в обход Украины
Все новости

Криушенко взял 6 игроков БАТЭ на матчи против Голландии и Франции

Первый раз в первый класс – со временем радость отходит на второй план

Суд признал Саакашвили виновным в незаконном пересечении границы

Управляющий банка в Дубае уйдет с должности и переедет жить в Армению

Суд оштрафовал Саакашвили на 130 долларов за «прорыв» через границу Украины

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



» » » Патриотические истории. Выживший

Патриотические истории. Выживший

Американский фильм "Выживший", который в прошлом году с успехом прошел в кинотеатрах и получил "Оскара", прекрасно снят и хорошо придуман. Но что стоит выдумка в сравнении с реальной историей о выжившем в 1943 году в горах Аляски русском штурмане Константине Демьяненко.
 

Историю Константина Демьяненко, который мог пополнить список безвозвратных потерь советских летчиков, но вырвавшегося из «белого безмолвия», описанного Джеком Лондоном в своих рассказах о золотоискателях на Аляске, хорошо знает иркутский журналист Михаил Денискин.
 
Впрочем, даже в своей книге «По следам пропавшего «Бостона» (легкий бомбардировщик Douglas А-20), посвященной советским летчикам, участвовавшим в перегоне самолетов по лэнд-лизу из Америки, он описывает историю Демьяненко без особой лирики.
 
«Все события связанные с трассой Алсиба* достойны исторических исследований, но реальная достоверность тех событий все равно будет покрыта тайной, – говорит Михаил Денискин. – Гриф секретности снят далеко не полностью, непосредственных участников тех событий, которые могли бы рассказать подробности, уже нет в живых.

Но история, которая произошла с Константином Демьяненко на Аляске – это реальный пример мужества человека, который сумел пройти тяжелейшие испытания, выжил наперекор всем обстоятельствам. Еще сложнее ему было пройти все проверки и опровергнуть обвинения в предательстве, а потом добиться права летать и воевать – он успел поучаствовать в воздушных боях в небе Венгрии и Германии.
 
Правда, его героизм на территории Америки так и остался "белым пятном" в его биографии. Я считаю, что незаслуженно».
Михаил Иннокентьевич Денискин сумел собрать сведения о летчике Константине Демьяненко уже спустя годы после его смерти в 1961 году – по обрывочным сведениям, рассказам ветеранов Алсиба, архивным материалам.

Константин Демьяненко в 1937 году закончил Чкаловское училище штурманов. При отборе на секретную перегоночную трассу Алсиб преимуществом пользовались летчики с боевым опытом. Демьяненко такой опыт получил в финской кампании 1939-40 годов, и потому был зачислен на самый ответственный участок – в 1-й полк, базировавшийся на Аляске. Он неоднократно пересек пролив Беринга между США и СССР, пока не попал в весьма неприятную передрягу.
 

…27 июня 1943 года группа А-20 «Бостон» с лидером Б-25 поднялась с бетона авиабазы Лэдд-Филд. Самолеты уже подходили к аэродрому Ном, однако по метеоусловиям аэродром самолеты принять отказался – пришлось садиться на запасном аэродроме Галена. Там-то и выяснилось, что штурмана старшего лейтенанта Демьяненко нет в кабине. Он исчез во время полета!

Как потом выяснилось, в плохих условиях видимости штурман открыл колпак стрелка, в кабине которого он находился, чтобы визуально «привязаться» к местности. Ничего не подозревавший пилот совершил маневр, чтобы обойти грозовые облака, самолет заложил вираж, в результате которого Демьяненко выбросило из кабины. Ударившийся ногой о хвостовое оперение самолета старший лейтенант потерял лишь ботинок, но не сознание и сумел открыть парашют.

Поиски пропавшего штурмана возглавил командир авиаполка Михаил Мачин. Но вначале несколько дней лили дожди, и самолеты не могли подняться в небо. Последующие поисковые облеты трассы результатов не дали. Тогда полковник Мачин попросил помощи у начальника базы – американского генерала Гаффни.

Лишь через две недели американский пилот доложил, что в горах на дереве видел нехарактерное белое пятно. Предположили, что это мог быть парашют. Но советские летчики, вылетевшие в указанный район на следующий день, ничего не нашли.

Минули еще две недели безрезультатных поисков. Однажды полковник Мачин сверху заметил слабую струйку дыма. Он направил самолет на снижение, сделал круг и на берегу реки увидел человека, машущего курткой. Это был Демьяненко.

В следующий заход ему сбросили груз: спальный мешок, продукты, пистолет и записку: «Много не ешь. Будь на месте!» Убедившись, что груз принят, Мачин увидел сверху озеро, которое могло быть пригодным для посадки гидросамолета. Для спасения советского летчика американцы послали капитана Бэссила Блэксмита. Вскоре обессиленного и искусанного мошкой Демьяненко доставили в госпиталь Фэрбенкса.

Позже Константин рассказал о своих злоключениях. После приземления он потерял второй ботинок. Ракетницы, чтобы подать сигнал, не было. Спички отсырели. Питался ягодами, кореньями и птицами, которых удавалось подстрелить – патронов в ТТ было всего две обоймы. Часть из них ушла, чтобы отпугивать медведей гризли, которыми так богаты те места. Потом сумел соорудить из сухостоя плотик, на котором по горной речке спустился в долину. Каким-то чудом сумел зажечь последнюю спичку и поджечь сухую траву, дым от которой и разглядел сверху полковник Мачин.

Вроде бы и незамысловатая история – без видимого героизма. Константин Демьяненко и не стремился к какому-то подвигу. В сложившейся ситуации он просто верил, что его не бросят, найдут, выручат. С этой мыслью и шел вперед на исходе сил. Потому и сумел выжить, а потом дойти, вернее, долететь до Победы. Это подвиг? Скорее всего – да.

«Подобных историй, когда наши летчики во время войны оказывались на земле в непростой ситуации – немало, – говорит Михаил Денискин. – Из тех, что случились на Алсибе, можно вспомнить и летчика старшину Владимира Дьякова, который после аварии два месяца находился в тундре, но сумел выжить, дождаться, когда ему на помощь придут оленеводы. И потом опять поднялся в небо, а уже после войны в Липецке руководил клубом «Юных летчиков».

…В пригороде Иркутска, в деревне Пивовариха, есть кладбище. Там традиционно хоронят летчиков. Именно над ним зачастую и взлетают самолеты – взмах крылом над теми, кто отдал авиации годы жизни. Среди могил есть и та, где значится фамилия Константина Демьяненко – человека, который совершил свой скромный подвиг на службе Родине.

*Алсиб («Аляска — Сибирь», «воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса») — воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Американская часть трассы начиналась в городе Грейт-Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.
 

Статья подготовлена по материалам журнала "ОГОНЁК"
 
 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх