Новостной обзор

Хроники «школьного перемирия» 19. 09. 2017
37
Ночная сводка, 19 сентября
173
Хроники «школьного перемирия» 18. 09. 2017
71
Ключевые события на мировой арене за прошедшую неделю
44
Итоги украинской недели. В любой непонятной ситуации начинай рыть море
115

Лента новостей

17:28 19-09-2017
В Севастополе обнаружили неизвестное захоронение советских воинов. Пленных закапывали живыми
16:00 19-09-2017
Саакашвили назвал место своей украинской ставки
15:55 19-09-2017
Порошенко поблагодарил США за помощь в борьбе с Россией
15:36 19-09-2017
Саакашвили рассказал о складе с наличными в здании администрации Порошенко
15:31 19-09-2017
В Варшаве осквернили кладбище советских солдат
15:24 19-09-2017
В США призвали расследовать «вмешательство» радио Sputnik в выборы
14:39 19-09-2017
Ураган «Мария» в Атлантике вновь усилился до пятой категории
13:12 19-09-2017
Хуг: ОБСЕ готова консультироваться с ООН о размещении миротворческой миссии в Донбассе
12:41 19-09-2017
Экс-глава «Укрзализныци» Балчун сбежал из Украины
09:01 19-09-2017
Сирия: Москва и Дамаск, наплевав на США, «перешли границу у реки»
08:40 19-09-2017
Армения допустила возврат Азербайджану части территорий
08:35 19-09-2017
Сергей Лавров: отказался от поездки на Украину
17:48 18-09-2017
Срочная новость: сирийская армия при активной поддержке ВКС РФ форсировала Евфрат
16:35 18-09-2017
В Евросоюзе не исключают ограниченного «военного ответа» террористам
15:22 18-09-2017
На Украине раскрыли подробности самоубийств ветеранов АТО
Все новости

Королева парковки: Алина Зотя угодила в автохамы

Европарламентарии знакомятся с реформами Грузии

Спецоперация проходит в Тбилиси

Оппозиция и президент договорились по поправкам в Конституцию Грузии

В Южной Осетии около сотни младенцев остались без необходимых прививок

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



» » » На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолёта нашли записки экипажа

На обшивке рухнувшего 70 лет назад самолёта нашли записки экипажа

Спустя 70 лет экипаж и пассажиры разбившегося на Таймыре самолёта C-47 «Дуглас» напомнили о себе.



Надписи сделаны химическим карандашом и лишь слегка побледнели
 
«Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолёт и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет», - вывел своей рукой командир экипажа Максим Тюриков на обшивке борта после вынужденной посадки в тундре.

Этот привет из прошлого члены международной экспедиции «Дуглас ждет» обнаружили на внутренней обшивке. Кто бы мог подумать, что записки смогут уцелеть за столько лет. Ведь самолёт всё это время находился в тундре омываемый дождями летом и занесённый снегами зимой. Но надписи легко читаются, со временем лишь буквы слегка побледнели.

Самолёт С-47 «Дуглас» выпущен в США в феврале 1943 года. Затем в рамках ленд-лиза передан СССР. В военных действиях он не участвовал, с апреля 1943 года работал в полярной авиации на севере Красноярского края.

23 апреля 1947 года самолёт вылетел по маршруту бухта Кожевникова - Дудинка - Красноярск. На борту находились 26 или 32 пассажира (данные разнятся, поскольку могли лететь безбилетники) и 852 килограмма багажа. 

Погода на севере непредсказуемая. В апреле солнце в любой момент может скрыться за тучей и начнётся пурга. И тогда шквалистый ветер задувает снег вихрами. Так было и в тот день. Командир корабля Максим Тюриков вел самолёт почти вслепую. Машину швыряло то вверх, то вниз. Через четыре часа полёта отказал левый мотор, а потом и правый. Пришлось вершить аварийную посадку в тундре. Благодаря опытному экипажу, никто во время приземления не пострадал.
 
Командир знал, что их точно скоро начнут искать. И обязательно найдут! Ведь самолёт видно издалека. Но среди пассажиров были дети. Они испуганно жались к взрослым, плакали. Их матери уговаривали экипаж сделать хоть что-то. Не выдержав такого натиска, Максим Тюриков вместе с бортмехаником, бортрадистом и шестью добровольцами из пассажиров через три дня ушёл за помощью. Но командир своё местоположение определил неверно и получается, что ушёл в никуда. Девять человек пропали без вести.

А люди ждали помощи. Но дни шли,  а их не находили. Силы были на исходе. Они голодали. Отчаяние сменялось надеждой. По примеру капитана они тоже писали письма на обшивке.

«Сидим одни. Все на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело», - написал кто-то из пассажиров 1 мая 1947 года.
 


Последняя запись сделана 11 мая. В этот день самолёт и оставшихся пассажиров нашли живых и практически здоровых. Только ребятишки немного обморозили руки и щёки. Столько было радостных слёз! Люди обнимали и целовали своих спасителей. В зимней тундре они провели двадцать дней.

Эвакуировать самолёт в то время не было возможности. В Государственном архиве Красноярского края сохранился акт на списание самолёта С-47, датированный 24 мая 1947 года.

«…Смята и деформирована носовая часть фюзеляжа, деформированы шпангоуты, фонарь пилотской кабины. Разбито остекление, левый мотор с рамой и капотами оторван, погнуты лопасти воздушных винтов. Самолет подлежит капитальному ремонту, но находится на замерзшем болоте в тундре на расстоянии 180 км на водоразделе рек Янгода, Луктака и Гарбит севернее поселка Волочанка Авамского района Таймырского округа. Транспортировка самолета не представляется возможной (горы, болота, реки)».
И самолёт оставили на месте крушения. В забвении.
 
Спустя шесть лет останки командира обнаружил охотник в истоках реки Шайтан. Тюрина удалось опознать по партийному билету, свидетельству пилота и записной книжке. Члены экипажа и пассажиры, ушедшие с ним за помощью, до сих пор числятся без вести пропавшими.

Легендарный самолёт дождался своего часа спустя 70 лет после крушения. Международная экспедиция по его эвакуации стартовала 2 августа. Сейчас борт разобрали на семь частей: фюзеляж, центроплан, два двигателя, крылья. Работы проводятся очень осторожно, чтобы не повредить ни одной детали. «Дуглас» уже погрузили на баржу, а после доставят в порт Валёк, затем тралами до порта Дудинка, снова перенесут на баржу и отправят в Красноярск.

По словам учёных, надписи на обшивке сделаны химическим карандашом. И без сомнения, все они подлинные. Никто кроме членов экипажа и пассажиров не мог больше написал эти послания. К тому же внутренняя обшивка самолёта не была повреждена.
 
- До ближайшего населённого пункта 200 километров, - рассказала «Комсомольской правде» - Красноярск общества Юлия Комиссаренко, пресс-секретарь регионального отделения Русского географического общества. - Вокруг располагаются только временные поселения оленеводов.

Также участники экспедиции нашли ещё несколько интересных артефактов, представляющих исторический интерес: американскую радиоаппаратуру и специальные печи для разогрева двигателей самолётов. Сохранились даже банки от тушенки, которую поставляли по ленд-лизу в СССР в годы Великой Отечественной Войны.

Ожидается, что легендарный самолёт и другие находки прибудут в Красноярск в первой половине сентября и станут экспонатами будущего Музея освоения русского севера.
 
 

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх