Так ли это, и только ли о чувствах верующих должна идти речь?
Проведем для начала небольшой ликбез для нынешних начальников полуторатысячелетнего града.
Софийский монастырь, прежде всего, известен одноимённым собором первой пол. XI в. В храме сохранился самый полный в мире ансамбль мозаик и фресок XI в. Множество граффити, в т.ч. XI-XII вв., это ценнейшие памятники письменности и уникальный исторический источник [как, например, азбука из двадцати семи букв (23 греческих и славянских б, ж, ш, щ) и автограф Анны Ярославны, королевы Франции].
Собор возводился константинопольскими зодчими, хотя ему нет прямых аналогов в ромейской архитектуре перелома I-II тысячелетий. Храмы, строившиеся тогда в империи, были меньшими. Похоже, великий князь Киевский поставил задачу создания главного храма Руси. Отсюда и роскошные залитые светом хоры дворцового типа, где во время служб находился правитель и его окружение.
Есть сведения о наличии возле собора подземных помещений. Несколько раз, начиная с 1916 г., предпринимались попытки их исследования, так и не завершенные. По одной из версий, в этих подземельях хранилась легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого». Ваш покорный слуга принимал участие в её археологических поисках у южной стены монастыря (проводившихся экспедицией под руководством академика П.П. Толочко), но обнаружено в том месте было кладбище, о чём ниже.
Софийский собор и Киево-Печерская лавра стали первыми внесенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятниками архитектуры на территории Украины. Однако сейчас София находится под постоянной угрозой изъятия из этого перечня, поскольку требования к содержанию памятников ЮНЕСКО постоянно нарушаются городской и государственной властью. В зоне Софии ведётся строительство, превышающее допустимую этажность исторического заповедника, а также представляющее опасность режиму грунтовых вод.
Всё это лишь подтверждает, что взывать к высоким чувствам властей нелепо. Для них «всякая там» пятинефная архитектура – такой же культур-мультур, как и «Евровидение» (на самом деле за последние сорок лет не оставившее никакого следа даже в поп-музыке). Впрочем, «Евровидение» даже «круче»: оно ведь теперь продвигает «общечеловеческие ценности» в виде бородатых Кончит и разнополых Сердючек с их столь востребованным в «цивилизованном мире» «Раша гуд-бай!».
Как бы там ни было, а храмов Христовых совершенно недействующих не бывает. Хотя бы потому, что Христовы они. Что подчёркивает архитектура Софийского собора. Изначально храм – византийского стиля.
В византийском стиле центральный купол храма всегда играл роль напоминания о Христе. Двенадцать меньших куполов ассоциировались с первыми апостолами, чья принятая за нас (в том числе украинских кэрманычив) смерть, как правило, была страшна и мучительна подобно Христовой.
Подкупольное пространство собора имеет форму креста – символа жертвенного подвига Христа. Столпы собора также имеют в сечении крестообразную форму.
– Для кого-то Святая София – памятник, для нас, в первую очередь, святыня, – отмечает глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. – Храм Святой Софии Премудрости Божией – это храм Христа Распятого. То, что храм Христов до сих пор осквернен, в нем запрещены службы, — продолжающееся преступление против Бога. И оправдывать свои похоти преступлением – только усугублять его.
Но хотя бы советники мэра должны просветить его на тот счёт, что согласно «Повести временных лет» София была заложена Ярославом Мудрым на месте его победы в 1037 г. над печенегами, подступившими к Киеву. Таким образом, это место массовой гибели наших предков.
– Софийский монастырь, сам по себе – некрополь, – рассказывает Василий Семёнович. – Девять веков здесь хоронили наших выдающихся соотечественников. В самом соборе было пять княжеских усыпальниц: Ярослава Мудрого (1054), Всеволода Ярославича (1093), Ростислава Всеволодовича (1093), Владимира Всеволодовича Мономаха (1125), Вячеслава Владимировича (1154).
В 1280 году в храме был похоронен сподвижник Александра Невского митрополит Кирилл, в 1497 г. убитый крымцами священномученик Макарий Киевский, в 1690 г. митрополит Гедеон, затем уже в XVIII–XIX вв. митрополиты Рафаил Заборовский (1747), Арсений Могилянский (1770), Гавриил Кременецкий (1783), Самуил Миславский (1796), Иерофей Малицкий (1799), Серапион Александровский (1824), Евгений Болховитинов (1837) — основоположник научного изучения Софии.
Вдоль ограды обители веками хоронили известных киевлян и монахов. В том числе троих священников, расстрелянных большевиками при экспроприации монастыря. Последним из киевских митрополитов здесь был похоронен в 1929 г. успевший пройти лагеря Митрополит Киевский и Галицкий Михаил. Так что Софийский собор — храм на крови.
В послевоенное время при «благоустройстве» уже музея-заповедника все могилы были срыты: кладбище превратили в зону отдыха экскурсантов: дерн, асфальтированные дорожки, скамейки.
– Но так было до Ющенко, изображавшего из себя, как мы помним, святошу Святее Самого… промолчу тут. Мы помним и «преломление хлебов» перед походом на «диоксиновую голгофу», и созидание «поместной Церкви»… Но тот «мэссия» решил на территории Софии оборудовать зал президентских приемов.
– Ну да: банкеты, фуршеты, брызги шампанского, песни-пляски… Чем же еще заниматься на кладбище? Если он и любил Церковь, то какой-то уж очень странной любовью.
Банкетный зал разместили ведь в резиденции киевских митрополитов с 1730 г., вместо того, чтобы хотя бы это вернуть Церкви. Филарет же с Кравчуком митрополичьи покои на Пушкинской, 32 вместе с Владимирским кафедральным собором отобрали в первый год независимости.
Но на самом дел Ющенко влез в Софию ещё в 2001 г. Когда его избирательный блок «Наша Украина» шёл на парламентские выборы 2002 г., они определили себе штабом здание Киевской духовной консистории на территории Софии.
– Руководителем штаба, кстати, был кум «мэссии» Петро Порошенко. А при Порошенко-«президенте» распивают уже даже не в митрополичьей резиденции, а прямо на могилах. Последний фуршет в честь годовщины «незалежности» был устроен на открытом воздухе.
– И как сейчас, так и тогда ради соратников кумовского дуэта Ющенко-Порошенко для посетителей при этом закрывают вход с ул. Владимирской. Тогда его сделали въездом-выездом для депутатских машин. Здесь же устроили автостоянку. Я интересовался у руководства музея-заповедника «София Киевская», не угрожают ли сохранности собора «мерседесы-кубики», гоняющие по территории монастыря (Церкви же, её исконное имущество не возвращается под предлогом якобы невозможности обеспечить его сохранность во время богослужений). Но меня в очередной раз обозвали «антиукраинским элементом московского патриархата».
Подобное было бы невозможно, если бы «европейская» Украина прислушалась к рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы № 1556 (2002 г.), где, в частности, говорится: «Гарантировать религиозным институтам, собственность которых была национализирована в прошлом, реституцию этой собственности». Исконный же собственник того, что ныне называется «музей-заповедник» – двухтысячелетняя Православная Церковь, основанная Самим Христом. Самопровозглашённый же «киевский патриархат» был основан 24 года назад Кравчуком.
Одно лишь радует – до 2014 г. этому самому «музею-заповеднику» принадлежала – не поверите – и Судакская крепость с храмом Евангелиста Матфея на её территории. Теперь хоть за их сохранность переживать не приходится.
P.S. Что же касается, «европейской культурной общественности» в лице Европейского вещательного союза, то она в прошлом году уже продемонстрировала, что не прочь завершить то, что не удалось гитлеровцам, намеревавшимся взорвать Софию, как это случилось с Успенским собором Киево-Печерской лавры.