Новостной обзор

Николаев, дайджест за 24.04.2024 от николаевских граждан
53
Хроника специальной военной операции на утро: 24 апреля 2024
87
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 24 апреля 2024
90
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 24 апреля 2024
86
Николаев: Дайджест за 23.04.2024 от николаевских граждан
127
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 23 апреля 2024
113
Хроника специальной военной операции на утро: 23 апреля 2024
136

Лента новостей

21:16 24-04-2024
США ужесточили санкции против нефтяного сектора Ирана
20:24 24-04-2024
Глава МИД Украины заявил, что с Западом «не все в порядке»
20:21 24-04-2024
Американская военная помощь будет отправлена на Украину в ближайшие часы – Байден
20:17 24-04-2024
Лукашенко: как использовать ядерное оружие – это наше с Путиным дело
08:17 24-04-2024
Матвиенко допустила возможность кадровых перестановок в правительстве
07:15 24-04-2024
Задержан замминистра обороны России Тимур Иванов
07:07 24-04-2024
Сенат США вслед за Палатой представителей одобрил законопроект о выделении средств Украине
21:20 23-04-2024
Молдавские власти выступили против учений миротворцев ВС РФ в Приднестровье
20:19 23-04-2024
Александр Рар: в Германии вот-вот может произойти смена правительства во главе с Шольцем
20:14 23-04-2024
В странах Европы заканчиваются деньги на пенсии и пособия
14:24 23-04-2024
Шойгу пообещал повысить интенсивность ударов по логистическим центрам ВСУ
14:03 23-04-2024
В Армении проходят массовые акции протеста против территориальных уступок Азербайджану
13:59 23-04-2024
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
08:36 23-04-2024
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
07:48 23-04-2024
Евросоюз хочет превратить Молдавию в поле боя, заявил Шор
07:25 23-04-2024
Великобритания вслед за США готовит к отправке на Украину крупный пакет военной помощи
Все новости

ВосходИнфо » История » Как убивали судостроение СССР

Как убивали судостроение СССР


Про всю отрасль не скажу, это требует отдельного исследования, но про приём , которым был практически  обнулён николаевский завод имени 61-го коммунара  поведаю.

Довелось мне под самый новый 1991 год  оказаться на ракетном крейсере "Слава" на его родном заводе, куда флагман Черноморского флота СССР прибыл в средний ремонт. Работы начались активно, но уже к августовскому путчу пошли сбои с оплатой. В стране прогрессировал хаос.

Тем временем, на фоне общего раздрая,   заводчане начали активно прогнозировать, что могучая Украина замечательно заживёт, как только перестанет кормить Москву. Они обсуждали высокую стоимость труда судостроителей в Европе, потребность в судах, и    решили, что Украина может  дешевле обеспечить запад кораблями, а следовательно зажить, "как люди".  Хотелось им сразу зажить, как в ФРГ, но осторожность заставляла их установить планку рядом с французской. 

Люди выросшие при тепличных условиях социализма, даже представить себе не могли, что в их услугах никто в Европе не нуждается, что за лозунгами по "на западе всё для человека!"  скрывается старое, как мир ЧЧВ - "Человек человеку   волк".
Итак, завод, основанный ещё в 1787 году для строительства флота, лишился финансирования и начал искать валютных заказчиков в Европе.

И такие нашлись!  Какая-то европейская кампания заказала заводу большую серию плавучих гостиниц. Именно этот контракт вселил   в заводчан уверенность, что они нашли свою дорогу и свет клином не сошёлся на военных заказах из Москвы.

Казалось бы, вот тебе и счастье привалило, но нюанс в том, что плавучие гостиницы не имеют пропульсивного комплекса, т.е. своей энергетической установки и линий валов с винтами. Соответственно высококлассные спецы строившие крейсеры, эсминцы и СКРы с мощными и сложными машинами, длинными валолиниями, оказались не у дел. Потом оказалось, что иностранный заказчик не нуждается и в электроэнергетической системе и в системах обеспечивающих обитаемость и живучесть. Так же заказчик не нуждался в услугах и николаевских отделочников. Все эти работы он планировал произвести в Европе, т.к. только там могут отель отделать качественно и красиво. Востребованы суровым капиталистическим миром оказались только корпусники и сварщики.

Руководство завода сообщило "невписавшимся в рынок", что им благодарны и что отныне они  свободны.
Корпусники со сварщиками поблагодарили судьбу за то, что привела их именно в этот цех, а не в к бестолковым и никому не нужным механикам, электрикам, автоматчикам и т.д. Счастливчики навалились на работу в надежде, что скоро заживут наконец по человечески, а не то, что при проклятом совке, когда Москва всё забирала у трудолюбивых украинских судостроителей, что скоро заменят свои "Жигули" на Пежо и Опели (о Мерседесах тогда ещё не мечтали).

Так судостроительный завод расстался с большей частью высококвалифицированных сотрудников и начал выполнять работы из своего материал и за свой счёт. Но это было только самое начало.

 Спустя несколько месяцев на старом стапеле, помнившем броненосец "Граф Потёмкин Таврический",  вырос заказанный плавучий отель, то есть баржа со стальной  пятиэтажкой.  Тут стоит отметить, что боевые корабли имели надстройки из алюминиево-магниевого сплава (АМГ), а теперь умение и техническая способность выполнять такие конструкции, тоже   стали лишними.
 
Провели торжественный спуск полуфабриката на воду. На стапеле уже кипела работа над вторым корпусом... Но случилось то, что никак не мог предусмотреть красный директор, заключавший контракт с западным партнёром. Партнёр исчез. Нет, не физически, а только финансово - обанкротился. Надежда судостроителей незалежной Украины ещё долго болталась у заводской стенки, а потом её всё же сумели кому-то пристроить за копейки.

Корпусники со сварщиками тоже стали не нужны. Не скажу сколько всего тысяч было уволено, но на примере одного  цеха - достроечного, можно определиться с масштабами трагедии города корабелов: до развала в нём трудилось 2400 человек, а к 1993 году осталось около 150. Это были сплошные династии.

Улетучились наивные мечты ворваться в богатенькую Европу, предложить себя за дёшево, обвалить цены и  подвинуть европейских коллег - судостроителей на рынке.   

Так европейская "фирма", практически не затратив ни единого доллара превратила мощный завод, строивший  линкоры,  броненосцы и ракетные крейсеры в мастерскую, которая теперь докатилась до  выпуска буржуек для героев АТО.

P.S. К слову сказать, недостроенный ракетный крейсер "Адмирал флота Лобов" типа "Слава", вот уже 25 лет висит непосильной гирей на предприятии. Ещё при Кравчуке его хотели назвать "Галичина", но рабочие заявили, что тогда сами   утопят крейсер.

Тогда наименовали его "Украина" и получили классический чемодан без ручки: продать "Украину" как-то не комильфо, порезать - тоже сильно символично, а содержать дорого.

Вот такой систершип "Москвы", нерождённое дитя судостроения "незалежной"  не державы...

Все по теме: СССР
27-10-2016, 16:23
И Львов, и Винница, и Житомир, – все уехали на заработки…
5-08-2016, 11:45
Россия никому и ничего не должна
8-06-2016, 16:10
2 ледокола готовятся спустить на воду в ближайшие дни - «Арктика» и «Илья Муромец»

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх