Долгие годы считалось, что Шелльман пропал без вести. В одних источниках указывалось, что он был задержан органами НКВД и расстрелян, в других говорилось, что он спустился на парашюте у деревни Каменки Щучинского района Гродненской области. Эти предположения внесли в историю немецкого аса изрядную неразбериху. Буквально недавно изучение архивных документов советских разведорганов позволило узнать о последних днях немецкого аса немного больше.
Вольфганг был одним из немногих немецких курсантов, которым довелось пройти обучение в Советском Союзе, в известной лётной школе в Липецке. Школа функционировала с весны 1926 года, и к моменту закрытия в сентябре 1933 года на её базе было подготовлено около 220 лётчиков будущих люфтваффе, из которых 120 были истребителями. Шелльман закончил обучение в СССР в 1931 году.
Подготовленные в Липецке лётчики в перспективе должны были усилить костяк возрождавшихся с 1933 года немецких военно-воздушных сил, стать в них инструкторами и командирами. С выходом люфтваффе из тени в 1935 году это и произошло: в марте того же года обер-лейтенант Вольфганг Шелльман был назначен командиром вновь сформированной истребительной эскадрильи 2./JG 135.
Звезда гражданской войны и «блицкрига»
В декабре 1937 года Шелльман был отправлен в Испанию, чтобы в составе печально знаменитого впоследствии легиона «Кондор» принять участие в гражданской войне на стороне националистов и получить боевой опыт. Там он возглавил истребительную эскадрилью 1.(J)/88, которая уже была перевооружена на новейшие «мессершмитты» Bf 109B.
Новый командир быстро доказал свою состоятельность как истребителя и лидера, а через месяц участия в боях, 18 января 1938 года, заявил о первой воздушной победе. Во главе пятёрки «мессершмиттов» он атаковал эскадрилью республиканских истребителей И-16 и доложил об уничтожении одного из них, а ещё одну победу заявили его подчинённые.В действительности же обе стороны потеряли по одному истребителю. В кабине И-16 погиб советский доброволец лейтенант Иван Соколов — тяжело раненный, он пытался дотянуть на повреждённом самолёте до аэродрома, но в итоге разбился.
«Мессершмитты» из эскадрильи 1.(J)/88 легиона «Кондор» в испанском небе. На переднем плане Bf 109D с бортовым номером 6–51 — персональный самолёт командира эскадрильи Вольфганга Шелльмана. Судя по пяти белым отметкам побед на хвостовом оперении, снимок сделан в конце июня — начале июля 1938 года
Фортуна и дальше благоприятствовала Вольфгангу Шелльману, и к сентябрю 1938 года, ко времени своего отбытия на родину, он заявил 12 воздушных побед. На тот момент это был лучший результат среди лётчиков-истребителей легиона «Кондор», впоследствии превзойдённый лишь знаменитым Вернером Мельдерсом, командовавшим эскадрильей 3.(J)/88 (14 побед). Летом 1939 года за успехи в Испании Вольфганг Шелльман был повышен в звании до гауптмана и награждён «Испанским крестом» в золоте с мечами и бриллиантами — наградой высокой и почётной, которой было удостоено всего 28 человек.
20 октября 1940 года майор Шелльман был назначен на должность командира эскадры JG 27, и этот поворот судьбы круто изменил блестящую карьеру аса, став первым шагом к его гибели. В отличие от JG 2, оставшейся во Франции, JG 27 весной 1941 года была переброшена на Балканы, где приняла участие в кампании против Югославии и Греции. 20 апреля 1941 года Шелльман над Танагрой (Греция) сбил «Харрикейн» из 80-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании, который стал 25-й и последней победой аса на Западе.
В середине июня 1941 года JG 27 в составе VIII авиакорпуса люфтваффе была переброшена в польские Сувалки для участия в предстоящей операции «Барбаросса». Повторный визит в СССР стал для Вольфганга Шелльмана роковым — о последнем боевом вылете аса уже было подробно рассказано ранее, и останавливаться на этом не стоит. Далее о судьбе Шелльмана более 75 лет были известны только различные слухи и домыслы.
К сожалению сведения, содержащиеся в допросе, не дают ответов на вопросы об обстоятельствах пленения, но подтверждают рассказ ведомых о том, что Шелльман покинул самолёт на парашюте. Вероятно, далее он был взят в плен советскими солдатами и доставлен в штаб 3-й армии, в разведотделе которой и был допрошен. Держался немецкий ас на допросе уверенно и высокомерно, отвечать на любые вопросы, касающиеся дислокации или состава частей люфтваффе или вермахта, отказался.
Интересно, что в конце допроса Шелльмана пытались ввести в заблуждение мнимыми успехами Красной армии, которая якобы уже взяла Варшаву и Тильзит, однако Шелльман в это не поверил и продолжал отказываться от сотрудничества. Увы, но опыта допросов военнопленных у советских армейских разведчиков ещё не было — дальнейшая беседа протекала бессодержательно.
1. Фомкен Шерман.
2. Родился в 1911 году в г. Кассель.
3. Родители живы, отец — генерал пехоты, мать — домохозяйка.
4. Имеет брата и сестру.
5. Женат, детей нет.
6. Звание — майор, по должности командир эскадрильи скоростных бомбардировщиков «Мессершмитт-109».
7. О дислокации эскадрильи ответ дать отказался.
…
— Будете ли вы говорить правду и откровенно?
— От этого мне не будет ни лучше, ни хуже. Если я скажу местонахождение моего аэродрома, то вы совершите налёт — уничтожите самолёты и моих товарищей.
— Я слышал, что коммунисты пленных не расстреливают.
…
— Наши войска заняли Варшаву и Тильзит. Вы офицер, сделайте вывод из этого.
— Я не могу допустить мысли о том, что наши танковые части и армия разгромлены.
Примечательна дальнейшая судьба проводившего допрос Шелльмана майора Петра Ивановича Свистунова. Уже буквально через несколько дней, 2 июля, он оказался в том же положении, что и его случайный визави, тоже попав в плен. Неизвестно, о чём его допрашивали и допрашивали ли при таком потоке пленных вообще, но ясно одно: в итоге судьба оказалась к майору Свистунову более благосклонна, чем к майору Шелльману. Он сумел пережить плен, был освобождён весной 1945 года и после проверки уволен из армии в запас. Судя по данным о награждении его орденом Отечественной Войны к 40-летнему юбилею Победы, в 1985 году он был ещё жив.