Новостной обзор

Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки
39
Ночная сводка, 15 декабря
63
Новороссия сегодня
179
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки
165
Ночная сводка, 14 декабря
162

Лента новостей

11:55 15-12-2018
Лукашенко: НАТО на Украине – благо, а база ВКС РФ в Белоруссии – вред
05:49 15-12-2018
Рекордный улов: Путин выслушал доклад главы Росрыболовства
02:29 15-12-2018
«Новая газета» подбивает россиян на столкновения с правоохранителями
20:37 14-12-2018
«Новая газета» легализует преступления по заказу NED
19:58 14-12-2018
Российские парламентарии предлагают Госдуме защитить Рунет
19:42 14-12-2018
Мечты Навального о переносе «парижского протеста» в Россию
13:29 14-12-2018
Турция планирует перейти на торговлю с Россией в нацвалютах
11:10 14-12-2018
Тимошенко заявила о готовности вести переговоры по Донбассу с Путиным
08:23 14-12-2018
В Китае начался бойкот американских гаджетов
14:44 13-12-2018
МИД РФ: Киев готовит вооружённую провокацию и наступление в Донбассе
12:09 13-12-2018
Звезда бокса Усик встанет против радикалов на защиту Киево-Печерской лавры
16:21 12-12-2018
Могерини пообещала вскоре запустить механизм взаиморасчетов Ирана и ЕС
15:28 12-12-2018
S7 Space и "Газпром космические системы" будут вместе создавать гражданские спутники
13:27 12-12-2018
Археологи выделили ДНК из древней жвачки
13:12 12-12-2018
ВЦИОМ: 49% россиянок боятся семейного насилия
Все новости

XML error in File: http://sodrugestvo.info/?feed=rss2

Архив публикаций

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 



» » » Стереотипы сквозь призму искусства

Стереотипы сквозь призму искусства

Недавно The Guardian опубликовали подборку фотографий известного современного фото-художника Франка Герфорта.

Герфорт последние годы жил и работал в России, а также путешествовал по другим странам бывшего Советского Союза, собирая фото-материал, способный проиллюстрировать современные «реалии». Познакомившись ближе с его творчеством, можно обнаружить как и трогательные фото-документации окружающей действительности, так и постановочные яркие и по большей части лубочные картинки. Здесь уместно говорить об авторском видении, концепции, идее в конце концов. С точки зрения художественного подхода – все возможно. 

В данном случае интересен выбор «Гардиан», представивших в своем материале исключительно гротескные работы, иллюстрирующие давно сложившиеся на Западе стереотипы о реалиях постсоветского пространства родом из 90-х. Сплошь образы, как один карикатурные и даже ни одной посткоммунистической постройки, чтобы разбавить этот китч, а ведь о них у Герфорта вышла целая книга. Причем подобная пропаганда определенных ассоциаций посредством культурологической перспективы – отнюдь не новый ход. 

Художественные приемы находятся на службе у русофобии и формирования образа «варварской державы» уже несколько веков.
 
Так, на рубеже 18 и 19 столетия в Европе часто стали появляться карикатуры на отечественных правителей, полководцев и видных государственных деятелей. Тогда же с легкой подачи художников распространилась байка о «русском медведе». Причем забавлялись этим как правило наши союзниками в войне с Францией 1812 года - англичане. Подобные приемы перекочевали сквозь века в наше время и сейчас уже мало кого удивляют. 

Возвращаясь к теме искусства классического и  более приближенного к современности посмотрим на то, как видят Россию подавляющее большинство представители западного арт-мира. Самый яркий пример, который сразу приходит на ум – выставка «Сокровенный Другой» (Significant Other) которая проходила в музее им. Анны Ахматовой в Петербурге. Выставка была организована 11 лет назад, а изменилось с тех пор мало. В плане стереотипизации, естественно. Представленные работы подробно и ярко рассказывали историю политических и социальных утопий, различных культурных домыслов и откровенной пропаганды, существовавших вокруг образа России в глазах представителей Запада в течении долгих лет. Тогда посылом выставки, объединившей видных представителей искусства, являлось примирение через принятие этих образов и их разрушение. 
 
Если проанализировать работы художников, среди которых Карлос Мотта и Нам Джун Пайк, мы видим, что «коммунистическая утопия» является излюбленной темой их творчества и именно она переносятся на современные российские реалии. 
  
Причин того, что подобные образы пустили глубокие корни несколько. Во-первых – затянувшееся идеологическое противостояние России и Запада, избравшее искусство своим инструментом. Пропаганда способна проникать в самые различные уголки человеческого сознания, а искусство и культура всегда были самыми мягкими и «ненасильственными» способами формирования у народа определенной позиции. 

Во-вторых, это во многом связано со сложившейся еще в первой половине 20 века убежденностью Запада в том, что единственное возможное в условиях советской власти официальное и одобренное партией искусство, соцреализм – это и не искусство вовсе, а чистой воды агитация. Нельзя не согласиться с общей пропартийной направленностью искусства в тот период, но отделять зерна от плевел все же стоит. Так, можно вспомнить талантливые примеры работ художников «Сурового Стиля» 50-60 годов, во многом более философски, нежели идеологически окрашенные. Получается, что не только образ страны, но и все отечественное искусство за долгий период в глазах Запада все никак не может избавиться от упорной стереотипизации. 

Так, этой весной в швейцарском Художественном музее и Центре Пауля Клее в Берне открылась выставка, посвященная 100-летию октябрьской революции «Революция умерла. Да здравствует революция!». По словам куратора выставки, ее целью было проследить соотношение между пропагандой и искусством, и избавиться как раз таки от устоявшихся стереотипов, что особенно важно в современных условиях, когда медиа и информационные войны постоянно пытаются нам что-то навязать и сформировать определенные образы. Достойное дело, которое отчасти вновь разбилось о сложившиеся стереотипы, в данном случае, речь идет об опасном деле интерпретации  существующих  стереотипов. 

Вопросы сразу же вызывает подход к визуальному оформлению и смысловому наполнению выставки. Фактически, это переосмысление идей революции. Воспевать одновременно октябрьский переворот 1917 года и искусство авангарда, расцвет которого был таким недолгим, в данном случае странно и однобоко. Транслируется идея о революции как двигателе искусства, но не учитывается факт того, что политический режим, последовавший за ней это же искусство низверг в тартарары. 

Подобный взгляд на причинно-следственные связи может сформировать у молодежи не вполне верное представление о революции, как об историческом процессе. Организаторы выставки по большому счету подразумевали  революцию эстетическую, в контексте творчества того же Малевича, положившего начало западному модернизму, это ясно. Но слишком уж очевиден западный взгляд на события российской истории и соответственно, слишком однобокий и стереотипный образ России в контексте данной выставки выходит. Что не удивительно, ведь как выяснилось, при подготовке выставки посвященной подобному событию привлекались не российские источники, в силу их трудной доступности, а исключительно западные. А значит говорить о непредвзятом взгляде на исторические процессы вновь не приходится.
  
В подборке «Гардиан» работы фотографа отражают «все лучшее сразу»: мусор, бедность, безвкусица, «новые русские» прямиком из 90-х. Гротескность работ усиливается особенно за счет выбора гаммы – предельно яркой и контрастной. Конечно, можно сколько угодно говорить об образах, вырванных из контекста, художественной задумке и шутливой форме подачи работ. Только вот определение подобных фотографий новостным изданием, как иллюстраций «рядовых будней в России», говорит о сохранении и углублении стереотипного мышления на Западе по отношению к России. А искусство в той или иной форме,  в данном случае, выступает как прямой инструмент. Зачастую за счет полного или частичного изменения изначального посыла, заложенного автором.

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх