Хорошие настали
времена, в том числе и для творческих людей, а особенно для тех, кто поет.
Поют, когда хотят, поют, как могут, и, главное, поют, что хотят. Цензуры давно
нет, и никто не может свободному человеку запретить петь обо всем, что
переполняет душу.
"Прекрасно, что цензура отменена, но
ведь никто не отменял самоцензуру",- говорю я себе каждый раз, когда по
радио или по телевизору слышу современные песни, тексты которых изобилуют
дефектами, в прежние времена заставившими бы любого цензора запретить или, в
лучшем случае, предложить переделать такие песни.
Чуть ли не в каждой второй современной
песне обнаруживаются сомнительные по достоинству и уместности слова и строки.
Примеры можно приводить бесконечно, но давайте ограничимся подробным разбором
текста песни "Синее небо", так как она на сегодняшний день, по моему
мнению, наиболее образцово-показательна по части графомании. Сразу оговоримся,
что целью данного "разбора полетов" является не выпускание стрел в
сторону авторов песни и ее очаровательной исполнительницы, а попытка
предотвратить, насколько это возможно, появление в будущем новых подобных
"шлягеров".
Итак, начнем с первой строки первого
куплета песни "Синее небо": "По стеклу вожу, поцелуй рисую
твой". Пока ничего предосудительного: предположительно, девушка стоит у
окна и, вероятно, пальцем выводит на запотевшем стекле воображаемый отпечаток
губ любимого. Обратим внимание на то, что подобные действия люди обычно
производят в состоянии грустной, меланхолической задумчивости и на то, что
девушка стоит на одном месте и никуда не идет, ибо в процессе ходьбы рисовать
как-то несподручно.
Вторая строка: "Слов не нахожу
оттого, что ты с другой". Тоже бы ничего, если бы не весь последующий
текст из около сотни разнообразных слов.
А вот дальше начинается самое интересное.
В третьей строке автор сообщает: "А моя душа - раскаленный шар".
Довольно странное состояние - сочетание задумчивой меланхолии и пылающей души.
При этом не понятно, почему душа приобрела форму именно раскаленного шара. Ведь
душа - субстанция абстрактная, бесформенная и невидимая. Рискну предположить,
что, если бы душа называлась как-то иначе, например, словом "ледоруб",
то третья строка, следуя заложенной геометрической метафоричности, звучала бы
так: "А мой ледоруб - раскаленный куб". Иначе говоря, слово
"шар" в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, а
выполняет только роль обычной, псевдоглубокомысленной рифмы.
Переходим к четвертой строке: "Ты в
глазах моих слов любви не прочитал". Если согласиться с тем, что в глазах
читаются слова, то, опять же, следуя заданной системе образности, можно было бы
вдобавок ко всему заявить: "Ты в ушах моих звуков сна не услыхал".
Далее следуют удивительные пятая и шестая
строки: "Счастье на двоих разделить с тобой не дал. Небо высоко, счастье
далеко". Надо думать, что у кого-то из них счастье было, скорее всего, у
него, так как он не дал разделить счастье, а она этого очень хотела. Однако,
предложение построено так, что не исключено первоначальное наличие счастья и у
нее, но он, любимый, не дал ей разделить счастье хотя бы пополам с ним.
Вследствие чего счастье улетело и оказалось далеко. Все бы ничего, если бы
вдруг не оглушительно неожиданное упоминание "неба", которое, как
известно, расположено высоко, о чем, впрочем, еще раз напоминает первая строка
припева: "Это синее, синее небо над головой".
Еще более поразительна третья строка
припева, продолжающая предыдущие две и сообщающая, что синее небо "За
собою зовет, за собою ведет". Выше мы уже отмечали, что героиня песни,
вероятнее всего, стоит у окна. Кроме того, мы знаем, что небо никуда не идет, а
находится вокруг земного шара. Более того, если даже представить идущее куда-то
небо, как оно может вести за собою того, кто стоит недвижим? Ведь почти весь
текст песни написан в настоящем времени. Далее, если небо ведет, то зачем ему
еще и звать за собой? Ведь человек уже идет! Из этого следует, что фраза
"За собою зовет, за собою ведет" состоит из взаимоисключающих
сообщений.
"Это синее, синее небо - кто-то другой
Мне навстречу идет, параллельно живет,
Телом, душой скучает, любит и ждет".
Фраза "Мне навстречу идет"
означает, что два человека идут навстречу друг другу. Но девушка, как мы уже
говорили ранее, находится в статическом положении. Опять противоречие! Но еще
большее противоречие фиксирует следующая фраза: "Параллельно живет".
Из школьной программы мы знаем, что параллельные линии и плоскости не
пересекаются. Как же параллельно живущий "кто-то другой" может идти
навстречу девушке, стоящей у окна в другом параллельном мире? Лично у меня
сложилось твердое убеждение, что они никогда не встретятся.
В заключительной
строке припева использовано слово "скучает", которое вполне
правомерно вызывает вопрос: может ли кто-то скучать о ком-то, кого никогда не
видел и с кем никогда не общался, тем более скучать "телом"? Телом
можно скучать лишь после тесного эротического соприкосновения с другим телом.
Возможно, я ошибаюсь, но лично мне так кажется. Да и этот "кто-то
другой" довольно странный малый, если "скучает, любит и ждет"
совершенно незнакомую девушку, причем "телом" (!!!) и
"душой" одновременно. Я бы не отказался взглянуть на этого молодого
человека, хотя бы из любопытства, так как меня заинтриговала возможность
познать что-то новое о системе и способе ожидания и скучания "телом".
Но на этом наше путешествие по лабиринтам
песни "Синее небо" не заканчивается, ибо первые же слова второго
куплета: "Плачут небеса" введут в состояние легкого транса каждого,
кто не лишен мало-мальской способности мыслить логически. Если "небеса
плачут", это означает, что идет дождь и небо затянуто тучами.
Спрашивается: какого цвета небо видится в непогоду? А коль уж героиня песни все
время твердит о синем небе, которое при этом плачет, значит, либо она
дальтоник, либо слушатели этой песни должны восхититься способности певицы
видеть сквозь тучи, либо слово "синее" уже подверглось реформе и
означает отныне "серое".
Далее слышим сомнительное: "На душе
гроза", хотя до этого сообщалось о раскаленной душе. Надо полагать, что
температура души резко понизилась, ибо градусы каления и грозы прямо
противоположны.
"Если ты вдали от моей любви.
От себя бежать не желаю больше я.
Жизнь перелистать и опять начать с нуля.
Я могу теперь, я открою дверь".
Когда я впервые услышал эту песню,
у меня сразу сложилось впечатление, что она была написана в состоянии аффекта,
которое стало "модным" веянием в современном шоу-бизнесе. Нам лишь
остается надеяться на его скорую кончину.
Бахтиёр Ирмухамедов