Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 19 апреля 2024
94
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 19 апреля 2024
88
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 19 апреля 2024
96
Николаев: Дайджест за 18.04.2024 от николаевских граждан
110
Новости новых субъектов РФ: 18 апреля 2024
120
Главные события ближнего зарубежья: 18 апреля 2024
111
Молдавия: главные новости к этому часу: 18 апреля 2024
105

Лента новостей

20:44 18-04-2024
В бундестаге призвали позволить Украине нанести удар по Минобороны России
18:21 18-04-2024
Киев запросил экстренные поставки электроэнергии из Румынии, Польши и Словакии
17:50 18-04-2024
Украинское правительство хочет интегрировать западные языки в общество
17:45 18-04-2024
Соратница Трампа предложила каждому конгрессмену, кто поддержит новый пакет помощи Украине, вступить в ВСУ
14:51 18-04-2024
Джонсон назвал Россию, Китай и Иран осью зла и заявил о необходимой помощи Украине
14:21 18-04-2024
160 украинских детей, которых считали вывезенными в РФ, нашлись в Германии
12:10 18-04-2024
Премьер-министр Катара заявил о стремлении пересмотреть посредничество между ХАМАС и Израилем
12:05 18-04-2024
Россия ужесточает миграционную политику
11:26 18-04-2024
ЕС платит за импорт газа в четыре раза больше, чем США и Китай
11:05 18-04-2024
Казахстан хочет отсудить у западных нефтяных гигантов $150 миллиардов
08:29 18-04-2024
Президент Ирана: Наша операция была ограниченной
06:39 18-04-2024
Франция стала главным покупателем российского газа среди европейских стран
21:16 17-04-2024
Новый законопроект Конгресса США предписывает президенту договориться с Киевом о возврате денег
20:36 17-04-2024
На Украине новый способ «списывания» уголовных дел
18:49 17-04-2024
Столтенберг призвал страны НАТО отправить Киеву дополнительные системы ПВО
18:43 17-04-2024
Урсула фон дер Ляйен выразила желание руководить европейским ВПК
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Социум » Стереотипы сквозь призму искусства

Стереотипы сквозь призму искусства

Недавно The Guardian опубликовали подборку фотографий известного современного фото-художника Франка Герфорта.

Герфорт последние годы жил и работал в России, а также путешествовал по другим странам бывшего Советского Союза, собирая фото-материал, способный проиллюстрировать современные «реалии». Познакомившись ближе с его творчеством, можно обнаружить как и трогательные фото-документации окружающей действительности, так и постановочные яркие и по большей части лубочные картинки. Здесь уместно говорить об авторском видении, концепции, идее в конце концов. С точки зрения художественного подхода – все возможно. 

В данном случае интересен выбор «Гардиан», представивших в своем материале исключительно гротескные работы, иллюстрирующие давно сложившиеся на Западе стереотипы о реалиях постсоветского пространства родом из 90-х. Сплошь образы, как один карикатурные и даже ни одной посткоммунистической постройки, чтобы разбавить этот китч, а ведь о них у Герфорта вышла целая книга. Причем подобная пропаганда определенных ассоциаций посредством культурологической перспективы – отнюдь не новый ход. 

Художественные приемы находятся на службе у русофобии и формирования образа «варварской державы» уже несколько веков.
 
Так, на рубеже 18 и 19 столетия в Европе часто стали появляться карикатуры на отечественных правителей, полководцев и видных государственных деятелей. Тогда же с легкой подачи художников распространилась байка о «русском медведе». Причем забавлялись этим как правило наши союзниками в войне с Францией 1812 года - англичане. Подобные приемы перекочевали сквозь века в наше время и сейчас уже мало кого удивляют. 

Возвращаясь к теме искусства классического и  более приближенного к современности посмотрим на то, как видят Россию подавляющее большинство представители западного арт-мира. Самый яркий пример, который сразу приходит на ум – выставка «Сокровенный Другой» (Significant Other) которая проходила в музее им. Анны Ахматовой в Петербурге. Выставка была организована 11 лет назад, а изменилось с тех пор мало. В плане стереотипизации, естественно. Представленные работы подробно и ярко рассказывали историю политических и социальных утопий, различных культурных домыслов и откровенной пропаганды, существовавших вокруг образа России в глазах представителей Запада в течении долгих лет. Тогда посылом выставки, объединившей видных представителей искусства, являлось примирение через принятие этих образов и их разрушение. 
 
Если проанализировать работы художников, среди которых Карлос Мотта и Нам Джун Пайк, мы видим, что «коммунистическая утопия» является излюбленной темой их творчества и именно она переносятся на современные российские реалии. 
  
Причин того, что подобные образы пустили глубокие корни несколько. Во-первых – затянувшееся идеологическое противостояние России и Запада, избравшее искусство своим инструментом. Пропаганда способна проникать в самые различные уголки человеческого сознания, а искусство и культура всегда были самыми мягкими и «ненасильственными» способами формирования у народа определенной позиции. 

Во-вторых, это во многом связано со сложившейся еще в первой половине 20 века убежденностью Запада в том, что единственное возможное в условиях советской власти официальное и одобренное партией искусство, соцреализм – это и не искусство вовсе, а чистой воды агитация. Нельзя не согласиться с общей пропартийной направленностью искусства в тот период, но отделять зерна от плевел все же стоит. Так, можно вспомнить талантливые примеры работ художников «Сурового Стиля» 50-60 годов, во многом более философски, нежели идеологически окрашенные. Получается, что не только образ страны, но и все отечественное искусство за долгий период в глазах Запада все никак не может избавиться от упорной стереотипизации. 

Так, этой весной в швейцарском Художественном музее и Центре Пауля Клее в Берне открылась выставка, посвященная 100-летию октябрьской революции «Революция умерла. Да здравствует революция!». По словам куратора выставки, ее целью было проследить соотношение между пропагандой и искусством, и избавиться как раз таки от устоявшихся стереотипов, что особенно важно в современных условиях, когда медиа и информационные войны постоянно пытаются нам что-то навязать и сформировать определенные образы. Достойное дело, которое отчасти вновь разбилось о сложившиеся стереотипы, в данном случае, речь идет об опасном деле интерпретации  существующих  стереотипов. 

Вопросы сразу же вызывает подход к визуальному оформлению и смысловому наполнению выставки. Фактически, это переосмысление идей революции. Воспевать одновременно октябрьский переворот 1917 года и искусство авангарда, расцвет которого был таким недолгим, в данном случае странно и однобоко. Транслируется идея о революции как двигателе искусства, но не учитывается факт того, что политический режим, последовавший за ней это же искусство низверг в тартарары. 

Подобный взгляд на причинно-следственные связи может сформировать у молодежи не вполне верное представление о революции, как об историческом процессе. Организаторы выставки по большому счету подразумевали  революцию эстетическую, в контексте творчества того же Малевича, положившего начало западному модернизму, это ясно. Но слишком уж очевиден западный взгляд на события российской истории и соответственно, слишком однобокий и стереотипный образ России в контексте данной выставки выходит. Что не удивительно, ведь как выяснилось, при подготовке выставки посвященной подобному событию привлекались не российские источники, в силу их трудной доступности, а исключительно западные. А значит говорить о непредвзятом взгляде на исторические процессы вновь не приходится.
  
В подборке «Гардиан» работы фотографа отражают «все лучшее сразу»: мусор, бедность, безвкусица, «новые русские» прямиком из 90-х. Гротескность работ усиливается особенно за счет выбора гаммы – предельно яркой и контрастной. Конечно, можно сколько угодно говорить об образах, вырванных из контекста, художественной задумке и шутливой форме подачи работ. Только вот определение подобных фотографий новостным изданием, как иллюстраций «рядовых будней в России», говорит о сохранении и углублении стереотипного мышления на Западе по отношению к России. А искусство в той или иной форме,  в данном случае, выступает как прямой инструмент. Зачастую за счет полного или частичного изменения изначального посыла, заложенного автором.

16-08-2016, 13:49
Появились фото самого трогательного момента Олимпиады в Рио
22-10-2016, 13:13
Самая сильная армия Европы VS Ополчение...
9-03-2016, 21:45
Фото внедорожника из проекта «Кортеж» слили в Сеть

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх