Лента новостей

19:19 10-12-2016
Не рой России яму: прибалты вновь наступают на «транзитные грабли»
19:11 10-12-2016
Последнее нефтяное издыхание США
15:47 10-12-2016
Евросоюз продлевает санкции
15:05 10-12-2016
Машина выкинула водителя и сама припарковалась после аварии
14:53 10-12-2016
Ржавые вагоны и дешевое зерно: Украина стала сырьевым придатком Запада
14:38 10-12-2016
Крах неизбежен: Путин «топит» доллар в нефти
14:33 10-12-2016
В Болгарии взорвался поезд с газовыми цистернами: разрушен вокзал, есть погибшие, десятки раненых
13:40 10-12-2016
Сирийская армия приостановила наступление на время вывода жителей из Алеппо
13:35 10-12-2016
ВМС США снова ошиблись, уничтожив в Мосуле около 90 военнослужащих иракской армии
13:21 10-12-2016
Меджлисовцы раздали листовки с угрозами в адрес граждан России
13:16 10-12-2016
АТОшник-дезертир зарезал попутчика «за сепаратизм»
10:27 10-12-2016
У берегов Калифорнии произошло землетрясение магнитудой 6,8
09:24 10-12-2016
Доигрались, латыши! Северсталь сворачивает производство в Латвии
09:04 10-12-2016
Лондон, гуд бай. Австрия вывозит свой золотой запас из британских хранилищ
08:57 10-12-2016
Еще около 18 тыс мирных жителей покинули подконтрольные боевикам кварталы Алеппо
08:53 10-12-2016
Отряды оппозиции при поддержке Турции вошли в сирийский Эль-Баб
08:33 10-12-2016
В Харькове ученики местного ПТУ пожелали смерти лежащим в госпитале бойцам АТО
08:15 10-12-2016
Журналист Times отказался прекращать работу над компроматом на Порошенко
18:19 09-12-2016
«Волосы дыбом встают»
17:39 09-12-2016
Откуда не ждали
17:09 09-12-2016
Авиаудары в Сирии: Израиль играет в русскую рулетку?
15:16 09-12-2016
Америка подкинет Киеву ещё 350 миллионов на войну
15:13 09-12-2016
«Военные консультанты» из Германии прибудут на Украину
13:59 09-12-2016
Россия, Иран и Франция требуют запереть боевиков в Мосуле
13:50 09-12-2016
Муженко в трауре: умер его консультант, генерал, который разрабатывал военные операции «АТО»
13:43 09-12-2016
Загорелась земля под ногами? Запад бьется в истерике!
13:32 09-12-2016
США пытаются договориться с Россией о выводе своих разведчиков и инструкторов из Алеппо
12:51 09-12-2016
Штурм Алеппо. 08.12.2016
09:54 09-12-2016
Минобороны призвало «настоящих джентльменов» с Запада оказывать реальную помощь Алеппо
09:49 09-12-2016
Правительство ПМР предлагает официальное использование флага РФ наравне с республиканским
09:45 09-12-2016
«От таких вещей волосы дыбом встают», – прокомментировал Путин постановление суда
17:06 08-12-2016
НАСА обнаружило стокилометровую трещину в Антарктиде
16:12 08-12-2016
Американские разведчики готовятся бежать из Алеппо в Турцию
15:49 08-12-2016
Враг будет разбит, победа будет за нами!
12:50 08-12-2016
Козырная карта России: чего боятся США и Германия в Алеппо
12:14 08-12-2016
Россия рассматривает снятие санкций с Турции
11:40 08-12-2016
Жизнь и смерть Старого города: первые кадры из освобождённых кварталов Алеппо
11:32 08-12-2016
Коалиция США разбомбила госпиталь в Мосуле
18:26 07-12-2016
Врага в Алеппо мало разбить – его предстоит «перепрограммировать»
18:02 07-12-2016
Провал за провалом: очередной украинский завод находится на грани банкротства
17:45 07-12-2016
Выживший сотрудник ГСО рассказал подробности перестрелки с полицией под Киевом
17:26 07-12-2016
Порошенко согласился досрочно уйти в отставку
15:03 07-12-2016
Владимир Путин продолжает «генеральную уборку»
14:50 07-12-2016
WSJ анонсировала назначение «друга России» на должность госсекретаря США
13:54 07-12-2016
Масштабная спецоперация в Москве: задержаны десятки подозреваемых в экстремизме!
Все новости

Архив публикаций

«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru

» » » Как Сталин «платное образование» ввёл

Как Сталин «платное образование» ввёл


 

60 лет назад, 6 июня 1956 года, постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена. 

Вопреки сложившемуся мнению о том, что образование в СССР было бесплатным, это было не всегда так. 26 октября 1940 года было введено постановление №638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных — 150, а за обучение в институте уже приходилось отдавать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 — в других городах. 

Сумма оплаты за обучение в школе и вузе не была высокой, годовая плата примерно соответствовала или была меньше средней месячной номинальной зарплаты советских трудящихся. Средняя зарплата рабочего в 1940-м году была порядка 350 рублей. При этом уровень обязательных месячных трат (квартплата, медицина и т. д.) был ниже, чем, к примеру, в настоящее время. Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР была отменена.

Становление советской системы образования

Советская власть придавала образованию населения огромную, фактически ведущую роль. Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил: «Победу революции может закрепить только школа. Воспитанием будущих поколений закрепляется все, что завоевано революцией». «Судьба русской революции прямо зависит от того, как скоро учительская масса встанет на сторону советской власти». Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство. 

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП (б): Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский. А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г. Надо отметить, что первый этап существования советской системы образования был связан с разрушением старой системы образования и ликвидацией безграмотности населения. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, духовные образовательные учреждения, было запрещено преподавание древних языков и религии, вывели из программы всеобщую и отечественную историю. Для отсева неблагонадежных учителей была проведена «чистка». 

Стоит отметить, что в это время т. н. троцкисты-интернационалисты весьма «порезвились», разрушая русскую культуру, образование и историю. Считалось, что всё, что было при царизме, устарело и реакционно. Поэтому вместе с такими положительными явлениями, как ликвидация безграмотности, частного образования и влияния церкви на школы, было и много отрицательных. В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.

Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесен Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средство закрыли многие школы, сократилось количество учащихся. Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.

Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.: «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы (Декларация). Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения.
 
Провозглашалось право всех граждан на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).

Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозглашалось, что каждый человек, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и крестьянам, то есть основным социальным группам страны.

В качестве первоочередной задачи была провозглашена борьба с неграмотностью. 26 декабря 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы, мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза. Однако в годы Гражданской войны эту работу в полной мере развернуть не удалось. В 1920 г. была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (существовала до 1930 г.) при Наркомпросе РСФСР. В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность» под председательством М. И. Калинина, принят план по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине Советской власти. В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось. Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования — школу, чтобы охватить всех детей. Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путем. 

Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования. Так, в 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%. В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.

В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. Для создания слоя новой советской интеллигенции, распространения идей марксизма и перестройки преподавания общественных наук была создана разветвленная сеть научных и учебных учреждений: Социалистическая академия (с 1924 г. — Коммунистическая), Коммунистический университет им. Я. М., Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт), Институт красной профессуры, Коммунистические университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада. 

В результате система высшего образования сложилась в своих главных чертах к 1927 г. Перед вузами ставилась задача профессионально готовить специалистов-организаторов. Было сокращено количество скороспелых вузов, открывшихся сразу после революции, значительно сокращен прием студентов, восстановлены вступительные экзамены. Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.

В 1930-е годы наступил второй этап в создании советской системы образования. В 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О всеобщем обязательном начальном обучении». Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930—1931 учебного года для детей 8—10 лет в объеме 4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объеме ускоренных 1-2-годичных курсов. Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке. Расходы на школу в 1929—1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925—1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти.
 
Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ. Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учебой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты. 

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока. 

Одновременно была создана система инженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических учебных заведений, которые и позволили Союзу стать «сверхдержавой», которая на протяжении нескольких десятилетий успешно противостояла всей западной цивилизации. 

В 1932—1933 гг. были восстановлены традиционные, проверенные временем методы обучения, расширена специализация в вузах. В 1934 г. были установлены ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания ассистента, доцента и профессора. То есть при Сталине, по сути, восстановили классическое образование. Создано заочное и вечернее обучение в вузах и техникумах. На крупных предприятиях получили распространение учебные комбинаты, включавшие втузы, техникумы, школы, курсы повышения квалификации. Общее число высших учебных заведений в РСФСР составило в 1940 г. 481.

В 1930-е годы коренным образом изменился состав студенчества, чему способствовали различные курсы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы, рабфаки, наборы партийных тысяч в годы первых пятилеток. Численность интеллигенции росла очень быстро, к концу 30-х годов новое пополнение этого слоя составило 80—90% от общей численности интеллигенции. Это была уже социалистическая интеллигенция. Таким образом, советская власть создала себе третью социальную опору — социалистическую интеллигенцию, во многом техническую. Это была основа и мощная опора социалистического, индустриального государства, Красной империи. И годы страшной Великой Отечественной войны подтвердили передовое значение советской школы, её эффективность, когда советские солдаты, командиры, рабочие, ученые и инженеры, воспитанные и образованные в новой системе, победили саму эффективную капиталистическую систему — Третий рейх. 

Надо сказать, что наши враги отлично понимали всю опасность советской школы. К примеру, годы войны только на территории РСФСР гитлеровцы разрушили около 20 тыс. школьных зданий, всего по стране — 82 тыс. В Московской области к лету 1943 г. фактически было разрушено или полуразрушено 91,8% школьных зданий, в Ленинградской области — 83,2%.

Однако даже в годы тяжелейшей войны советское правительство старалось развивать систему образования. В годы войны были приняты правительственные решения о школьном образовании: об обучении детей с семилетнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944) и др. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР. 

С 1943 г. началось восстановление системы высшего образования. Так, в условиях войны с 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, по сравнению с мирным временем; число вузов уменьшилось с 817 до 460; численность студентов сократилась в 3,5 раза, более чем в 2 раза уменьшилось количество преподавателей; для сохранения контингента студентов в вузы привлекались девушки; сроки обучения за счет уплотнения сокращались до 3—3,5 лет, многие студенты при этом работали. В результате к концу войны количество высших учебных заведений и численность студентов приблизились к довоенному уровню. Таким образом, кризис высшего образования преодолели в кратчайшие сроки. 

Стоит отметить, что послевоенный период в образование вкладывали большие суммы. Кроме того, в деньги на школьное строительство выделяли колхозы, профсоюзы, промкооперация. Только силами населения методом народной стройки в РСФСР было построено 1736 новых школ. К началу 1950-х гг. школа России не только восстановила количество учебных заведений, но и перешла на всеобщее семилетнее обучение.
 


Про платное образование при Сталине

После разрушения советского, социалистического государства в 1991 г. — буржуазно-олигархической революции, где в качестве класса буржуа выступила значительная часть советской номенклатуры, особенно высшей, РФ, по сути, стала полуколонией Запада (и частично Востока). Ясно, что в полуколонии или в стране периферийного капитализма не нужно иметь систему образования, которая дает сотни тысяч довольно-таки хорошо образованных людей (а по сравнению со средним уровнем Запада и Востока, не говоря уж об Африке или Латинской Америки, просто отличным). Ведь они рано или поздно вопросы начнут задавать, сомнения выражать в успехе «реформ». Поэтому начался поэтапный снос советской школы с превращением обычных школ в американский аналог для простолюдинов: «тюремный романтизм» (охрана, камеры, заборы и т. д.); отказ от воспитательных, производительных функций; сокращение часов фундаментальных дисциплин с вводом ненужных уроков типа мировой культуры, местных языков, «закона божьего» и т. п.; перевод на второй язык — английский (язык англо-американского мирового порядка), что в итоге ведёт к созданию идеального потребителя-исполнителя. При этом детские сады и школы постепенно «капитализируются», то есть переводятся на платную основу. Дети богатых и «успешных» получают возможность учиться в частных элитарных школах в РФ или отдавать детей в схожие заведения за рубежом. То есть народ снова разделили на две неравные части, а завоевания социализма уничтожаются. 

Однако для этого нужно было подвести определенную идеологическую базу. Нужно было доказать, что советское образование создавало только «совков» с тоталитарным, милитаризованным мышлением. И как тут не вспомнить, что Сталин-то ввел «платное образование»! Мол, уже при Сталине значительный процент населения отсекли от возможности продолжить образование.

На самом деле это не так. Сначала надо вспомнить, что большевики создали среднюю школу вообще, и она осталась бесплатной для всех. Это был огромный труд: капиталовложения, кадры, огромная территория, десятки народностей и мн. другое. Поголовное начальное образование удалось с большим трудом наладить к концу 1920-х годов. Поголовное среднее — к середине 1930-х. В 1930-е создали базу лучшего в мире образования. И подготовительное к высшим учебным заведениям образование (три старших класса), за которые ввели плату, в 1940-м было только ещё на стадии становления. Введение платы за обучение в старших классах, по сути, было причиной того, что только что введённое социальное благо не успевали освоить. Вторая мировая война была уже в разгаре, приближалась страшная Отечественная война. Советский Союз усиленно занимался подготовкой к ней, поэтому планы по скорейшему введению ещё и высшего бесплатного образования пришлось отложить. 

Вполне рациональное решение. В этот момент Союзу нужно было больше рабочих рук, чем представителей интеллигенции, с учётом уже созданной кадровой базы. Кроме того, военные учебные заведения по-прежнему были бесплатными и школы-семилетки стимулировали создание советской военной элиты. Юноши могли пойти в летные, танковые, пехотные и иные училища. В условиях войны это было по государственному мудро. 

Также стоит отметить, что при Сталине выстраивали здоровую иерархию. Наверху социальной лестницы была военная, научно-техническая, образовательная (профессура, преподавательский состав) элита. Обязательное образование было семилетним, далее отсев через экзамены и решение педсовета школы. Остальное или по жесточайшему конкурсу, или по направлению от компетентных организаций. При этом у всех была возможность подняться выше, нужен был талант и настойчивость. Мощными социальными лифтами были вооруженные силы и партия. Ещё одним серьёзным элементом этой системы было раздельное обучение девочек и мальчиков. С учётом психологических и физиологических отличий развития мальчиков и девочек это было очень важным шагом. 

После Сталина эту здоровую иерархию, которую начали выстраивать, разрушили «уравниловкой». А с 1991 г. выстраивается новая сословность (в рамках общей архаизации планеты и наступления неофеодализма) с разделением на богатых и «успешных» и бедных, «неудачников». Но здесь иерархия со знаком «минус»: на вершине социальной лестницы непроизводящий класс, капиталисты — «новые феодалы», ростовщики-банкиры, коррупционное чиновничество, мафиозные структуры, обслуживающие их прослойки.

АКТУАЛЬНО

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх