Американские СМИ испытывают кризис доверия. Такой вывод позволяют сделать данные исследования американского института общественного мнения Gallup. По последним опросам, только 32% населения США верят национальным СМИ, которые освещают события, происходящие внутри страны и мире.
Это самый низкий уровень доверия за последние 20 лет.
Уменьшение доверия демократов к СМИ оказалось более плавным – 51% в этом году против 55% в прошлом. Примерно на столько же снизилось доверие и среди равнодушных к партийному делению: журналистам доверяют лишь 30%.
Впрочем, этим объясняется и сравнительно малое падение уровня доверия среди демократов: для них нет ничего противоестественного и отторгающего в том, что центральное место в СМИ занимает их кандидат.
Недовольство у американцев вызывает и уровень профессиональных требований, предъявляемых к журналистам, который упал в связи с развитием социальных сетей и блогосферы. Даже сами СМИ признают неумолимое снижение качества журналистики.
The Huffington Post, например, еще в 2011 году опубликовали статью под названием «10 скандальных примеров непрофессиональной журналистики». Авторы признали: подкуп журналистов, откровенная ложь и манипуляция общественным мнением во время выборов – это стандартная история для американской журналистики.
В статье признается, например, что в 2004 году Fox News, дабы испортить впечатление от выступления Джона Керри на дебатах перед президентскими выборами, обсуждали его маникюр, а в 2005 году администрация Джорджа Буша оплачивала корреспондентам статьи с хорошими отзывами о предлагаемых инициативах и реформах. В 2003 году CNN пришлось признаться, что более 10 лет они скрывали реальную информацию о правах человека в Ираке, чтобы их офис в Багдаде не закрыли.
Впрочем, нынешняя президентская кампания также изобилует примерами недобросовестной журналистики. Трамп намеренно представляется избирателям клоуном, а иногда о нём вообще не упоминают. Клинтон, наоборот, постоянно мелькает в новостях и в основном только в позитивном контексте. Даже нашумевший скандал с личной почтой Хиллари большинство журналистов не использовали для ее критики.
Наоборот, ее скорее пытались оправдать: одни ссылались на её возраст, другие вообще обвинили в скандале республиканцев, которые якобы проплатили этот скандал. При этом ряд журналистов сочли рациональным аргумент Клинтон о том, что пользоваться личной почтой в рабочих вопросах просто «удобно».
Конечно, это не значит, что канал поддерживает её, но такие «пожертвования» у любого здравомыслящего человека вызывают целый ряд вопросов по поводу «независимости» этого СМИ.
Самое примечательное во всем этом то, что такую тактику СМИ выбрали ещё на праймериз. Так, перед очередным голосованием в The Washington Post за 16 часов вышло 16 негативных статей о Берни Сандерсе. В некоторых публикациях его недостатки сопоставлялись с положительными характеристиками Клинтон.
Истории с замалчиванием проколов Хиллари можно продолжать бесконечно, если бы в этом был толк. СМИ и правительство предпочитают не замечать этих проблем. Вместо этого они обвиняют во всех провалах «кремлёвскую пропаганду» и лично Путина.
По мнению американских экспертов, российским СМИ, в частности RT, ещё далеко до стандартов западной журналистики. К счастью, в вопросах откровенной лжи, односторонней подачи материала и искажения фактов российским каналам действительно очень далеко до американских.
Более того, в пример американцам российские СМИ, по каким-то непонятным для Запада причинам, вызывают доверие у населения: причём их рейтинг растёт и внутри страны, и за рубежом. По последним исследованиям Фонда общественного мнения, больше половины населения доверяют информации в СМИ (57%). При этом больше доверяют государственным СМИ, нежели негосударственным: 70% против 11%. Телевидение остаётся основным источником информации, которому доверяют больше всего.
70% населения считают именно телевизионные программы наиболее объективными, и только 7% доверяют больше интернету.
К теме об объективном отражении политических реалий стоит добавить ещё тот факт, что 69% опрошенных так или иначе сталкивались в СМИ с критикой власти.
Показатель доверия к средствам массовой информации как ничто иное является критерием эффективности их работы. Тенденции, которые наблюдаются в США, явно говорят о падении качества журналистики. В действительности, шаблонная пропаганда, на которой построены западные СМИ, местным жителям просто приелась. Вместо решения накопившихся проблем и поиска адекватных ответов на болезненные вопросы они на каждом углу кричат, что «во всём виновата Россия».
В предвыборной гонке вообще любая информация подаётся в выгодном какому-либо кандидату ключе. Даже далёкий от политики человек в состоянии заметить, что с экранов на него буквально выливается поток лжи и бреда. Именно поэтому падение авторитета западных журналистов ни капли не удивляет.
Автор: Anna Garde