Новостной обзор

Хроника специальной военной операции на утро: 24 апреля 2024
61
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 24 апреля 2024
69
Самые актуальные новости Казахстана на утро: 24 апреля 2024
64
Николаев: Дайджест за 23.04.2024 от николаевских граждан
95
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 23 апреля 2024
91
Хроника специальной военной операции на утро: 23 апреля 2024
115
Самые актуальные новости Белоруссии на утро: 23 апреля 2024
112

Лента новостей

20:24 24-04-2024
Глава МИД Украины заявил, что с Западом «не все в порядке»
20:21 24-04-2024
Американская военная помощь будет отправлена на Украину в ближайшие часы – Байден
20:17 24-04-2024
Лукашенко: как использовать ядерное оружие – это наше с Путиным дело
08:17 24-04-2024
Матвиенко допустила возможность кадровых перестановок в правительстве
07:15 24-04-2024
Задержан замминистра обороны России Тимур Иванов
07:07 24-04-2024
Сенат США вслед за Палатой представителей одобрил законопроект о выделении средств Украине
21:20 23-04-2024
Молдавские власти выступили против учений миротворцев ВС РФ в Приднестровье
20:19 23-04-2024
Александр Рар: в Германии вот-вот может произойти смена правительства во главе с Шольцем
20:14 23-04-2024
В странах Европы заканчиваются деньги на пенсии и пособия
14:24 23-04-2024
Шойгу пообещал повысить интенсивность ударов по логистическим центрам ВСУ
14:03 23-04-2024
В Армении проходят массовые акции протеста против территориальных уступок Азербайджану
13:59 23-04-2024
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
08:36 23-04-2024
Россия поставила в Китай зерно на рекордную сумму
07:48 23-04-2024
Евросоюз хочет превратить Молдавию в поле боя, заявил Шор
07:25 23-04-2024
Великобритания вслед за США готовит к отправке на Украину крупный пакет военной помощи
07:18 23-04-2024
МИД Украины запретил оказывать консульские услуги украинцам призывного возраста
Все новости

«Стилетом» в спину Москвы

Киев торжествует: совместный украинско-белорусский ЗРК позволит сбивать российские самолеты.                                                  


В украинских СМИ появились сенсационные фотографии железнодорожного эшелона, без особой огласки прибывшего в эту страну из Белоруссии. На открытых платформах — недавно поставленные на конвейер в Минске колесные шасси МЗКТ-6922 для зенитно-ракетных комплексов. Украинский журналист не скрывает восторга: Александр Лукашенко «дает нам возможность создать оружие, которое будет сбивать самолеты только одной страны — России».

Однако прежде — о том, что такое шасси МЗКТ-6922 и для чего оно может пригодиться Киеву?

Новая машина создана относительно недавно и очень быстро. В 2006 году в Москве состоялась защита технического проекта, а уже в 2007-м в нашей стране на сверкающее свежей краской шасси установили первый самоходный зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2Э». Далее белорусские изделия стали использовать и для прочих современных зенитно-ракетных комплексов дивизионного звена российских Сухопутных войск — «Бук-М2» и «Оса-1Т» 9К33−1Т.

Успех МЗКТ-6922 предопределили его технические характеристики. Расчет — три человека. В отличие от шасси БАЗ-5937, использовавшегося в прежних версиях ЗРК «Оса», новая машина не амфибийная. Но способна быстро продвигаться практически по любым дорогам, поскольку легко меняет клиренс, оснащена средствами навигации, топопривязки, связи, жизнеобеспечения и электропитания. Вес и габариты позволяют сконструированные на основе МЗКТ-6922 зенитно-ракетные комплексы быстро перебрасывать по воздуху на военно-транспортных самолетах Ил-76.

Словом, горячая заинтересованность России в этом изделии Минского завода колесных тягачей абсолютно прозрачна. Но в чем интерес Киева, доселе неспособного к самостоятельному производству собственных эффективных средств противовоздушной обороны? Как выясняется, в одиночку — да, пока неспособен. Но с помощью белорусов — вполне.

Все началось задолго до известных трагических событий на киевском Майдане. Белорусское предприятие «Тетраэдр» и киевское КБ «Луч» еще в 2009 году приступили к совместной модернизации доставшихся обеим странам от СССР зенитно-ракетных комплексов «Оса-АКМ». Интерес к затее военных обеих стран очевиден. Серийное производство этого ЗРК СССР прекратил еще в 1989 году.
 
Между тем, и в украинских, и в белорусских арсеналах устаревших «Ос» и сегодня немало. Порядка 125 ЗРК - у Киева и около 48 — у Минска.

Для новой машины шасси взяли то самое — разработанное совместно с Россией и уже готовое МЗКТ-6922. Поставили новую электронику, что повысило помехозащищенность комплекса. Разработали комбинированную оптико-электронную систему наведения с тепловизионными каналами и лазерным дальномером.

То, что получилось в итоге совместной работы украинских и белорусских конструкторов, назвали зенитно-ракетным комплексом малой дальности Т-38 «Стилет». Как утверждают авторы, за сравнительно небольшие деньги получилось оружие, эффективность поражения целей которым сравнима с той, что у российского самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности"Панцирь-1С".

Воздушного противника «Стилет» способен обнаруживать на дальности до 40 километров. Причем, одновременно до 48 целей.
 
Дальняя граница зоны поражения — до 20 километров. Этот важнейший показатель вдвое выше, чем у «Осы-АКМ».

На каждой пусковой установке одновременно по восемь двухступенчатых ракет.
 

Автономный мобильный ЗРК Т38 «Стилет» (БМ Т381)

Первые демонстрационные боевые стрельбы «Стилетом» были проведены с 4 по 7 ноября 2011 года на 174-м учебном полигоне ВВС и войск ПВО Вооружённых сил Республики Беларусь Доманово (Брестская область). Вероятно, при этом использовались старые штатные зенитные управляемые ракеты (ЗУР) от «Осы-АКМ». Поскольку работа над новой ракетой для «Стилета», названной Т382, в КБ «Луч» продолжалась еще, по крайней мере, и в 2014 году.

Там испытывали проблемы с созданием боевой части и планера перспективной ЗУР, пиропатронов и пороха. И справились ли с этим к сегодняшнему дню — неизвестно. Но на худой конец на складах Вооруженных сил Украины ждут своего часа тысячи старых, сделанных еще в Советском Союзе «осиных» ракет. Стрелять ими с пусковой установки «Стилета», как показали учения на белорусском полигоне, тоже возможно. Хотя и не с той, конечно, эффективностью, как хотелось бы разработчикам.

Скорее всего, старыми зенитными ракетами в ноябре 2011 года все низколетящие мишени над Доманово были поражены. Правда, несмотря на это пока не было сообщений, что новый ЗРК принят на вооружение армиями Белоруссии и Украины. Известно лишь, что первые две батареи «Стилетов» уже поставлены Азербайджану.

Но, во всяком случае, для Киева все могло резко измениться в нынешнем году. Еще в минувшем декабре секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов объявил: «Восстановление потенциала ПВО определено на 2016 год как приоритетная задача для нашего государства».

Очевидно, раз задача приоритетная, значит, под ее решение выделены и немалые финансовые средства. Что конкретно из новых ЗРК намерена закупать украинская армия — не оглашалось. Но логично предположить, что в этом секретном перечне значатся и «Стилеты». По крайней мере, ничего более современного из средств ПВО Киев пока не производит. Пусть даже и не в одиночку, а в кооперации с Минском. С нашими, как считается, самым ближайшим военно-политическим союзником.

На фоне происходящего в Донбассе, на фоне общего контекста нынешних практически разорванных российско-украинских отношений, такая двойственность позиции Белоруссии, согласитесь, выглядит, мягко говоря, странной. Причем, есть ощущение, что меняется та самая позиция прямо на глазах. И вовсе не в сторону укрепления союзнических обязательств со стороны президента Лукашенко.

Для краткости всю новейшую историю военно-технического сотрудничества Украины и Белоруссии рассматривать не станем. Возьмем лишь ту же эпопею с разработкой «Стилета».

Зимой 2013 года, сразу после того, как на киевском Майдане под проклятия в адрес России запылали горы автомобильных покрышек, компания «Тетраэдр» приостановила сотрудничество с украинцами в этом проекте. На 7-й международной выставке вооружений MILEX-2014 об этом сообщил официальный представитель «Тетраэдра» Игорь Новик. Он, в частности, заявил: «Мы взяли паузу в работе с КБ „Луч" из-за политической и экономической ситуации, которая сложилась с конца прошлого года на Украине. В том случае, если положение в дальнейшем будет ухудшаться, у нас есть различные альтернативные варианты и замены».

Понятно, что «Тетраэдр» приостановил совместную с Киевом работу не по собственной инициативе. Для этого необходимо было политическое решение президента Лукашенко. И поначалу, стало быть, оно оказалось именно таким. Но вскоре, как показали события, сменилось на противоположное.

В декабре 2014 года лидер Белоруссии лично прикатил в Киев. Содержание своей беседы с Петром Порошенко Александр Григорьевич вкратце прилюдно пересказал так: «Петр Алексеевич, надо будет от Беларуси что-то — скажи. Мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь».

При этом Лукашенко заметил, что помогает своему коллеги не из личной выгоды, а «потому, что мы родные люди».

Неизвестно, вели ли два президента в тот раз разговор и о возобновлении совместной работы над «Стилетом». Но судя по тому, что эшелон с колесными шасси МЗКТ-6922 на днях прикатил на украинскую станцию, сотрудничество решено продолжить.

Нет сомнения, что это создает дополнительное напряжение между Минском и Москвой. Известно, что российская сторона не прочь радикально решить проблему: просто взять, да и целиком выкупить контрольный пакет акций Минского завода колесных тягачей.
 
Тем более, что 70 процентов его продукции идет в Россию. В Минске выпускают не только шасси для почти всех наших мобильных зенитно-ракетных комплексов. Но и для российских оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо», зенитных ракетных систем С-300 и С-400 и для подвижных грунтовых ракетных комплексов Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

Как выяснилось, переговоры на эту тему с союзниками Москва ведет годами. Без результата. Об этом в апреле нынешнего года откровенно и с явной обидой рассказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вот его слова: «Они три года продавали нам этот МЗКТ, но так мы ни о чем не договорились. Не хотят продавать — не надо, мы на КАМАЗе наладим производство».

Наладить производство собственных шасси для ракетных комплексов мы, может, и наладим. Но сколько денег для этого потребуется? И когда завершится такое импортозамещение?

А до тех пор Минск в состоянии крепко держать нас за горло в едва ли не самой чувствительной области военно-политического сотрудничества. И даже, как оказалось, одновременно беззастенчиво сотрудничать с нашими врагами (а кем иначе считать нынешний киевский режим?). Не прерывая прибыльной риторики о верности союзническому долгу.

Хотя, конечно, речь все же о суверенной стране. С кем хочет — с тем и сотрудничает. Но некий осадок насчет такого удивительного союзничества, согласитесь, не может не остаться.

Справка

Создание зенитно-ракетного комплекса Т-38 «Стилет» — не единственный совместный проект Минска и Киева в области военно-технического сотрудничества. Уже упомянутым киевским КБ «Луч» и белорусской компанией «Пеленг» разработан и запущен в производство переносной противотанковый ракетный комплекс «Скиф». Его особенность - возможность наведения ракеты на цель с закрытых позиций и укрытий, что снижает риск поражения наводчика ответным ударом противника. На Украине выпускается под названием «Стугна-П». От базового образца отличается лишь украинским прибором наведения НП-И. Широко и кроваво применяется в ходе так называемой АТО на юго-востоке этой страны.

В 2011 году на международной выставке вооружений «IDEX-2011» был впервые продемонстрирован самоходный ПТРК «Каракал», совместная разработка белорусской компании «Белтех» и все того же украинского КБ «Луч». В ноябре того же года несколько самоходных пусковых установок ПТРК «Каракал» приняли участие в военном параде в столице Туркмении Ашхабаде.

Новейшая белорусская высокоточная дозвуковая крылатая ракета оперативно-тактического назначения «Аист» оснащена турбореактивным двигателем МС-400 разработки украинской компании «Мотор Сич». По сообщениям СМИ, в 2016 году производство малоразмерных двигателей МС-400 будет развернуто на Оршанском авиаремонтном заводе.

Летом 2014 года, когда в Донбассе уже вовсю громыхала гражданская война, стало известно, что Оршанский авиаремонтный завод и украинское АО «Мотор Сич» совместно модернизируют украинские транспортно-боевые вертолеты Ми-8. При этом на 40 процентов обновляется обшивка, ставятся металлокерамические бронеплиты, новые двигатели, ракетное и стрелковое вооружение, бортовое радиоэлектронное оборудование. «Из старого вертолета мы делаем практически новый», — заявили в Минске.

В мае нынешнего года лидер Радикальной партии Украины Олег Ляшко в Верховной Раде заявил, что в конце 2015 года «в режиме строгой секретности» Гособоронзаказ Украины заключил соглашение с Белоруссией о поставках Киеву в 2016 году 120 произведенных в Минске грузовиков МАЗ-6317. В дальнейшем в Черкассах планируется развернуть лицензионное производство этих военных грузовиков из белорусских комплектующих.

15-04-2016, 15:23
Керри угрожает сбивать все российские самолеты у военных кораблей США
15-04-2016, 17:18
В России ответили на угрозы Керри сбивать российские самолеты в нейтральных водах
9-03-2016, 10:24
Потерявший колесо шасси самолет благополучно сел в Тюмени

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх